Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Русская провинция

Прижизненное издание 1916 года - антикварная книга на старорусском языке.

1916 год, Петроград, издательство "Шиповник".

Издательский переплет с суперобложкой. Сохранность раритета отличная. Суперобложки хорошая.
Первая часть капитального труда Г.Лукомского "Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства" была выпущена в самый канун революции. Издание было посвящено русской провинции, но продолжить его помешал 1917 год...

Рисунки обложки, фронтисписа, шмуцтитула, знака издательства "Шиповник" и некоторых заглавных букв высполнены художником С.В.Чехониным. Рисунки остальных заглавных букв принадлежат Г. И. Нарбушу и М. В. Добужинскому. Виньетки, концовки и заставки заимствованы главным образом из книги "Эмблемы и символы, избранные на Российском, Латинском, Французском, Немецком и Английском языках, переложенные прежде в Амстердаме и ныне в граде Св. Петра напечатаны, умножены и исправлены Статским Советником Нестором Максимовичем Амбодиком".

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:

Предисловие

Вступление

I. О провинциальной архитектуре

II. Об архитектурном вандализме

III. Об именах строителей

Архитектурный пейзаж русской провинции

Памятники церковной архитектуры:

Монастыри. - Соборы. - Церкви XVI - XVII вв. - Детали церковных сооружений. - Звонницы и колокольни. - Церкви XVIII - XIX вв. - Часовни. - Костелы и кирки

Памятники гражданской архитектуры. Правительственное строительство: м Кремли и крепости. - Дворцы, губернаторские дома. - Путевые дворцы. - Архиерейские дома. - Здания присутственных мест. - Гауптвахты. - Офицерские собрания, казармы, манежи. - Арсеналы, цейхгаузы. -Тюрьмы. - Почтовые станции, шлагбаумы. - Мосты

Памятники гражданской архитектуры. Общественное строительство:

Дома дворянства. - Музеи. - Театры. - Учебные заведения. - Городские Думы, земства, консистории и проч. - Биржи, ярмарочные дома, гостиницы, трактиры. - Гостиные дворы, амбары, склады. - Пожарные каланчи. - Больницы, богадельни, приюты. - Триумфальные арки и въезды. - Обелиски, пирамиды, заставы. - Ротонды, фонтаны, беседки. - Памятники, обелиски, скульптурные колонны и монументы. - Мавзолеи и надгробные монументы (во внутренних помещениях). - Кладбищенские монументы (кресты)

Памятники гражданской архитектуры. Частновладельческое строительство:

Особняки и обывательские дома. - Детали городских домов. - Интерьеры городских домов. - Подъезды, навесы, ворота и служебные постройки. - Усадьбы и их интерьеры. - Павильоны. - Служебные постройки, усадьбы. - Дачи и сельские постройки.

Антикварное издание

Автор: Г. К. Лукомский

Языки: Старорусский

Издательство: Шиповник

Сохранность: Хорошая

1916 г.

Георгий Крескентьевич Лукомский

Георгий Крескентьевич Лукомский (1884–1952) — одна из самых заметных и знаковых фигур в архитектурной жизни России Cеребряного века.

Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талантливый художник-график, изображавший памятники зодчества, и на редкость плодовитый писатель об архитектуре — критик и историк.

Вся многогранная творческая деятельность Лукомского была проникнута ретроспективным мироощущением. Ревнитель художественной старины, естественно, выступал и поборником возрождения классицистических традиций в новом строительстве.

По возрасту он принадлежал ко второй волне мощного ретроспективного движения, у истоков которого стояли "мирискусники" во главе с А. Н. Бенуа, заново открывшим для современников своеобразную красоту старого Петербурга.

Детство и юность Георгия Лукомского прошли в Калуге, Орле и Казани. Окончив в 1903 г. Казанскую художественную школу со званием техника по архитектуре и учителя рисования, он поступил на архитектурное отделение Академии художеств, где занимался без увлечения, с перерывами и получил диплом лишь в 1915 г. К этому моменту Лукомский уже прочно занял свою "нишу" в профессиональной среде.

Важную роль в его развитии сыграло влияние пассеистских идей и образного языка "Мира искусства" и, конечно же, постижение наследия петербургского зодчества. Сильнее всего привлекали Лукомского историческая среда и неповторимый колорит старых городов. Долгие поездки по России и Европе давали обширный материал для творчества.

Уже на выставках 1909–1910 гг. он предстал вполне сложившимся художником. Тогда же появились его первые публикации — обзоры современной архитектуры и очерки провинциальной старины. Они совпали с принципиальной сменой вех — общим поворотом от модерна к неоклассицизму.

Энергия и оперативность, острота взгляда и суждений выдвинули Лукомского в число ведущих авторов, печатавшихся в журналах "Зодчий", "Старые годы", "Аполлон", "Столица и усадьба".
Влюбленный в старину, Лукомский не только ностальгически описывал картины прошлого, но и решительно боролся за сохранение памятников, сотрудничая с разными обществами и музеями. Вместе с тем именно он взял на себя роль главного летописца и проповедника идей петербургской неоклассики.

Высший расцвет его издательско-литературной деятельности наступил в годы Первой мировой войны, когда одна за другой вышли в свет книги "Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства", "Старинная архитектура Галиции в очерках и рисунках Г. К. Лукомского", "Прогулки по старым кварталам Парижа", издания о памятниках отдельных губерний.

В этом ряду, впечатляющим тематической широтой, для нас особенно значима дилогия "Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы" и "Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900–1915", выразившая квинтэссенцию столичного ретроспективизма в канун революционных потрясений.

Поразительно, что такие результаты были достигнуты, в сущности, молодым автором тридцати с небольшим лет.