Колониальный стиль

Колониальной следует считать мебель, созданную в Америке в эпоху колонизации ее европейскими державами. Речь идет не о самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая на самом раннем этапе создавалась по подобию завезенных колонистами предметов домашней обстановки. В американской мебели постепенно усиливаются черты местного своеобразия, уже в 19 веке здесь складываются свои кадры проектировщиков, открываются мебельные фирмы.

Колониальная мебель была, в сущности, местной американской разновидностью английской мебели, направление ее развития определялось событиями, имевшими место в английской мебели. Это означает, что не было одного, конкретного стиля, а существовало почти столько же вариантов и оттенков «колониального стиля», сколько стилевых разновидностей было в английской мебели.

Главными отличительными признаками этого стиля считаются витые ножки, архаические формы в духе английской позднеренессансной мебели, отделка под орех и т. д.

Фото с сайта www.epoxa.ru

Период формирования американской колониальной мебели можно подразделить на три этапа: 1608–1720 (ранний период), 1720–1780 (период правления английских королей Георгов), 1780–1830 (первые десятилетия после завоевания независимости).

Добротная, качественная, исполненная под влиянием голландских образцов мебель, завезенная колонистами на американский континент, была выдержана в английском позднеренессансном стиле. Между 1700–1720 годом позиции этого стиля расшатываются крепнущим голландским барокко, которое, взяв, в конце концов, верх, подчиняет себе американскую мебель (1720–1750), претерпев здесь некоторые изменения.

На Юге в большом количестве производились шкафы, сундуки, кушетки; на Севере – комоды, секретеры, письменные столы и мягкие кресла. Среди ранних образцов американской мебели даже самые роскошные довольно просты по формам и исполнены, как правило, из мореного и отделанного воском дерева. Помимо сосны в работу идут дуб, береза, орех и клен. Мебель изготавливается прочная, добротная. В предметах домашней обстановки, производящихся в Новом Амстердаме, благодаря развитой торговле с Европой и Индией, ощущается дальневосточное влияние.

В 18 веке богатеющая американская буржуазия уже могла позволить себе роскошь приобрести все, что предлагал европейский рынок. Усилившийся приток различных товаров не мог не сказаться и на прикладном искусстве. Однако в целом американская мебель следует английским образцам с запозданием на 10–20 лет. Голландские барочные формы начинают вытесняться английскими лишь в середине 18 века. С запозданием осваиваются за океаном и модные в это время в европейском искусстве стилевые направления: французское рококо, китайские и готические влияния.

Американская мебель 1750–1780-х годов в техническом отношении уже не уступает по качеству английским изделиям. В мастерских Филадельфии производятся высокие комоды, туалетные столы, секретеры; мебель обрабатывается богатой резьбой, изогнутыми карнизами. Мастера Новой Англии специализируются на низких комодах, шкафах в виде двух комодов, поставленных один на другой (double chest), и секретеров с волнистыми поверхностями (block front). Это уже типично американская мебель. Ранняя колониальная мебель была столь простой, примитивной, что ее окрестили «кухонной колониальной», однако теперь, в эпоху стремительного подъема американской буржуазии, во всем чувствуется стремление к богатству. Обстановка жилищ американцев обнаруживает много общего с английским жилым интерьером этого времени.

Между 1780–1810 годами американская мебель развивается под сильным влиянием творчества Чиппендейла и других видных мастеров. Стиль Шератона особенно сильное влияние оказал на творчество знаменитого американского мебельного мастера Дункана Файфа. Шотландец Файф с 1795 года работал в Нью-Йорке. Мебель его работы отличалась удобством, красотой, элегантностью. Файф не создал нового стиля, но господствовавшее в это время направление нашло в его лице лучшего выразителя. В американской колониальной мебели это период проникновения и распространения классицизирующих форм, влияния Хэплуайта и Шератона. Характерные особенности американской разновидности стиля Шератона: полное отсутствие профилей, прямые линии, орнаментация интарсией.

До первой четверти восемнадцатого века дорогая мебель преимущественно изготавливалась из орехового дерева. Около 1725 года у ореха появляется соперник: красное дерево (махагони). После 1800 года дорогую мебель исполняют из атласного и розового дерева. Американцы охотно пользовались разработанными английскими архитекторами и мебельными мастерами проектами образцовых предметов мебели и интерьеров.

В 1760 году Джеймс Ривингтон издал сборник рисунков различных предметов домашней обстановки, содержавший 180 таблиц. Этот и ряд других аналогичных сборников свидетельствуют о том, что в Америке специалисты были хорошо осведомлены о новейших стилевых тенденциях в английском прикладном искусстве. Ведущим мебельным центром и законодательницей мод этого времени является Филадельфия, за ней следуют Бостон и Чарльстон. Мебельное производство в Америке строилось на принципе разделения и специализации труда (столяры, токари, резчики, отделочники и т. д.), что с одной стороны обеспечивало высокое качество продукции, а с другой увеличивало производительность.

В эпоху ампира американская мебельная промышленность переживает полосу подъема. Мебель этой поры большей частью рубленая и украшенная резьбой. Около 1825 года в декоративном убранстве предметов мебели появляются готические элементы. Неоготика не нашла широкого отклика, она быстро уступает место очередному поветрию – стилю неорококо.

Самостоятельная, независимая – уже не «колониальная» – американская художественная мебель сложилась в 19 веке в условиях формирующегося крупного капиталистического производства, пройдя предварительно, подобно европейской мебели, стадии рождения, поисков, экспериментов и неостилей.

Итак, «колониального стиля» как такового не было, а существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом английских, мебельных стилей. Колониальные формы обнаруживают тесную связь с исходными прототипами, нередко являясь почти точными копиями их, а то и просто оригинальными предметами, завезенными из Европы. Поэтому часто бывает очень трудно отличить американскую мебель от соответствующей ей по стилю европейской.