Компьютерное искусство

Искусство предполагает общение между художником и зрителями. В идеальном случае — это замкнутый цикл: художник представляет зрителям свою работу, вызывает их реакцию и использует ее как обратную связь, учитывая, с целью быть лучше понятым, отклик зрителей в своей дальнейшей работе.

Есть ли препятствия распространению компьютерной графики и компьютерного искусства? Пока это были лишь рисунки, созданные графопостроителем, главной проблемой были сомнения специалистов, историков искусства, искусствоведов и, более всего, владельцев галерей. Проблема заключалась в том, что компьютер может создать любое число одинаково совершенных «оригиналов», что может нанести ущерб бизнесу, связанному с искусством. Затем было обнаружено, что некоторые из первых работ, созданных компьютером, в полной мере уникальны и невоспроизводимы. И их действительно стоило коллекционировать.

Сейчас ситуация сложнее. Связано это с тем, что изображения создаются не графопостроителем, а на экране дисплея. С экрана они должны быть «переписаны» и зафиксированы, скажем, с помощью неискажающей, контролируемой компьютером, фотографии. Но здесь сразу же всплывают старые оговорки, и вновь возникает дискуссия о том, может ли фотография быть произведением искусства.

Есть и другие способы переноса изображений с экрана дисплея на бумагу в неискаженном виде, в частности, с помощью струйных и лазерных принтеров нового поколения. К сожалению подобная техника еще недавно была доступна лишь немногим исследователям, и поэтому большинство новых результатов, даже тех, в которых получены трехмерные образы с перспективой, остается на слайдах или фотобумаге. Самые большие сложности возникают с движущимися изображениями, которые нельзя выставить в галереях и которыми трудно заинтересовать тех, кто торгует произведениями традиционного искусства. Чтобы сделать эти произведения доступными для публики, нужно использовать абсолютно новые средства, например те организации, которые имеют дело с телевизионными изображениями типа библиотек видеокассет или телестанций. Непонятно, что происходит: то ли просто слишком мал спрос на созданные компьютером движущиеся образы, то ли всему виной медлительность средств массовой информации, нежелание переключиться на новый путь?

Каким же способом может «компьютерный» художник представить свои работы широкой публике? Простейший метод, как мне кажется, следовать традициям галерей и выставлять вначале перенесенные на бумагу статические изображения. А когда эти произведения будут признаны, откроются новые возможности и для движущихся изображений. Впрочем, в последнее время, в связи с внезапным взрывным ростом распространенности персональных компьютеров, появляются возможности передачи подобных произведений искусства в виде специальных файлов. Более того, такие файлы могут содержать не обязательно графическую информацию, но просто «набор коэффициентов» для воспроизведения картины по известному алгоритму.

ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

Разумная стратегия бизнеса и превосходное качество продукции не помогут, если публика эту продукцию отвергает. Одной из причин, по которым компьютерное искусство отвергается, может служить то, что оно создано с помощью технически очень сложных устройств, которые сами попали нынче под сильный перекрестный огонь. Выступление в защиту технологии (с целью узаконить ее как творческий метод) наталкивается на необходимость решения вопроса: «Не следует ли оградить искусство от вмешательства машин в современном мире, тем более, что и сам по себе технологический процесс вызывает определенные сомнения?» Ответ прост. Технология, необходимая для компьютерного искусства, существенно отличается от используемых в энергетике и промышленности, которые в основном и оказались под огнем критики. Компьютер — это продукт информационной технологии, потребляющий минимум энергии и материальных ресурсов. И нет причин ограничивать применение систем обработки данных лишь наукой, технологией, бизнесом и управлением, исключая сферу искусства.

Вопрос о замене традиционных методов творчества художника электроникой или машинами не стоит. Напротив, имеет смысл использовать все возможные средства, чтобы расширить возможности для самовыражения художника. Искусство каждой эпохи пользовалось современными средствами, чтобы придать форму тому новому, что появлялось в художественном творчестве. При этом никогда не руководствовались только техническими или практическими целями, существенную роль играли и способы общения людей друг с другом. Почему же нельзя использовать компьютер — это универсальное средство общения и получения информации, которое завоевывает даже наши собственные дома — в качестве инструмента для создания произведений искусства?