Самолет-невидимка

В 1990 году Пентагон продемонстрировал самолет - «невидимку». Этот самолет не отличается изяществом. Истребитель - бомбардировщик F-117A скорее напоминает какую-то экзотическую летучую мышь, нежели современный боевой само лет. Конструкторы корпорации «Локхид» за красотой и не гнались. Задача была у них совсем другая: сделать машиной «невидимой» для радаров. Из-за этого и причудливость ее формы (какой контраст с до предела «зализанным» В-2). «Изделие» оказалось дорогим. Каждый из 59 построенных самолетов стоит 42, 6 миллиона долларов.

До последнего времени F-117A оставался невидимым и для общественности. С 1978 года, когда началось создание само лета по программе «Стелс», истребитель был строго засекречен. И вот состоялась его демонстрация. С чего это вдруг Пентагон решил снять чадру с «невидимки» ? «Военные, - считает обозреватель американской телекомпании ABC Б. Зелник, - стремятся заручиться поддержкой общественности для дальнейшего выпуска самолетов по технологии «Стелс».

F-117A применялись во время войны в Персидском заливе. Как отмечает генерал ВВС США, пожелавший остаться неизвестным, самолет не оправдал возложенных на него надежд. Действительно, «рентабельность» его применения оказалась чересчур высокой - только 36 процентов ракет, установленных на самолете, поразили цели, кроме того, F-117A оказался не таким уж невидимым как для иракских ПВО, так и для собственных американских самолетов воздушной разведки E-2C, способных, как известно, управлять тремя эскадрильями перехватчиков и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.

С другой стороны, Пентагон, заинтересованный в продолжении программы «Стелс», официально заявил о полном успехе новых самолетов и поставил вопрос о продолжении работ над В-2 и закупок F-117A. Однако, до сих пор этот вопрос так и не решен.

Кроме того, Пентагон планировал несколько бомбардировщиков В-2 переоборудовать в самолеты-шпионы, взамен само лета SR-71.

В Пентагоне этот самолет назвали «Черной птицей». Но детище конструктора Кларенса Джонсона скорее подобно черной молнии. Сильно вытянутый фюзеляж придает машине стремительность, а специальная черная краска предохраняет корпус от перегрева. Ведь стратегический разведчик ВВС США SR-71 «Блэк берд» способен мчать на высоте 25 тысяч метров со скоростью 3220 километров в час. При этом его обшивка раскаляется до 594 градусов Цельсия, а фюзеляж из-за высоких температур удлиняется на 7, 5 сантиметра. Расстояние между Лондоном и Лос-Анджелесом один из SR-71 с несколькими до заправками в воздухе преодолел за 3 часа 47 минут. И вот после 25 лет эксплуатации министерство обороны США, сокращая военные расходы, решило исключить их из боевого состава ВВС. Специалисты замечают, что сегодня задачи, которые прежде возлагались на «Блэк берд», с большим успехом и меньшими затратами выполняют разведывательные спутники (по этой же причине был отклонен вопрос о за мене SR-71 на В-2).

Девять из трех десятков «Черных птиц» передаются в авиационные музеи США. Все они будут поддерживаться в хорошем состоянии, чтобы, если потребуется, снова взмыть в небо.