Самолёты и освоение Севера

Еще в 1914 году Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть крупное значение в освоении Севера, в частности для развития судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей.

Почти в то же время русскими летчиками были предприняты попытки применения самолетов с западной и восточной сторон северного морского пути. Исторические полеты летчика Нагурского в 1914 году у западных побережий острова Новая Земля являются, по сути дела, первым опытом полетов на самолете над полярным побережьем.

Попытка применения авиации с западной стороны была менее удачна. Взятый на судно гидрографической экспедиции в 1914 году самолет типа «Фарман» после небольшой поломки хвостового оперения во время пробного полета в бухте Провидения вышел из строя и фактически больше участия в экспедиции не принимал.

В 1915 году, весной, на зимовке «Таймыра» в заливе Толля /северо-запад Таймыра/ самолет был переделан в аэросани, на которых совершались поездки по заливу.

Ряд лет после этого на севере наблюдалось затишье, связанное в октябрьским переворотом.

В 1924 году была образована северная гидрографическая экспедиция, летчик Б. Г. Чухновский возглавил полеты. Главной целью было обследование пролива Маточкин Шар. Первый полет состоялся 22 августа. В дальнейшем самолет совершал удачные полеты вдоль побережья. Самолет оказался чрезвычайно выгодным при ледовой разведке. Кроме того с самолета выявлялись отмели и «банки», препятствующие судовождению вдоль берегов.

На опыте 1924 года, в следующем, 1925 году, полеты активизировались. В экспедиции участвовали уже два самолета Ю-20. Первый пилотировал сам Б. Г. Чухновский, второй - О. А. Кальвиц /с экипажами/. Один из самолетов произвел ближнюю разведку от пролива Маточкин Шар на восток на расстояние 30 миль. Полет проходил на высоте 1000 м. Воздушная разведка реально помогла судам избрать более короткий маршрут и сэкономить время.

Самолет помог выяснить ширину ледового барьера, преграждавшего путь на восток от проливов, выявить наиболее узкие места для плавания, следить за изменениями льдов.

В 1926-1927 г. г. экспедиция на этом участке самолетов не получила.

Район применения авиации передвинулся на крайний северо-восток. На о. Врангеля было создано поселение. Здесь от мыса Северного двумя гидросамолетами были совершены смелые полеты. Затем самолеты погрузили на пароход, следовавший в Тикси. Далее в 1928 году на мощном гидросамолете «Советский Север» /на самом деле - «Дорнье-Валь»/ летчик Г. Д. Красинский совершил трансполярный перелет вдоль северных побережий СССР. Летчик А. А. Волынский /с экипажем/ совершил выдающийся полет из Владивостока через Охотское море и далее вдоль Камчатки и западных берегов Берингова моря к мысу Дежнева. К сожалению самолет при дальнейшем полете совершил крушение на стоянке в Ключинской губе.

В 1929 году пилотом О. А. Кальвицем совершен был перелет в районе о. Врангеля с целью сбора информации о ледовой обстановке для парохода «Ф. Литке».

В том же году морская Карская экспедиция получила, наконец, мощный гидросамолет «Комсеверопуть» /»Дорнье-Валь»/. Командиром на ней пошел Б. Г. Чухновский при летчике-наблюдатели А. Д. Алексееве, втором пилоте Г. А. Страубе и бортмеханике А. С. Шелагине.

В Архангельск самолет прибыл из Севастополя в конце июля, а затем 1 августа вылетел оттуда в Югорский Шар.

18 августа самолет вылетел на разведку и обнаружил изменение в ледовой обстановке.

Производившаяся в течение 8 часов полета ледразведка охватила большой район моря и осветила положение льдов у восточного побережья Новой Земли примерно до Незнаемого залива (самолет долетал до мыса Чекина). Несколько помешали полету неблагоприятные атмосферные условия, а именно туман, временами сильно сужавший видимость. В районе южной части Новой Земли и над Карскими Воротами самолет в течение свыше часа вынужден был летать почти над самым льдом в густом тумане. Затруднена была и посадка в бухте Варнека. Пришлось садиться в своего рода «окно» в виде просвета в тумане, образовавшееся в северной части бухты. Вскоре после посадки бухту всю вновь заволокло туманом.

Результаты разведки оказались весьма продуктивными. Была выяснена общая ледовая картина, показавшая, что общее количество льда в западной части моря заметно уменьшилось, но все же продолжало быть значительным.

11 сентября совершил полет на северо-восток от Диксона «Комсеверпуть-2». Хотя самолету и не удалось из-за почти сплошного снегопада долететь до намеченного пункта в северной части шхер Минина, места стоянки в то время судна «Белуха», но все же установленный им, например, факт начавшегося замерзания в районе устья реки Пасины был весьма полезен, как своего рода предостережение о начавшемся похолодании в данной области моря и заставил в дальнейшем особо внимательно наблюдать за развитием этого процесса в связи с задержкой выполнения карской операции.