admin

Интерьер в русской графике XIX – начала XX века. Графическая коллекция интерьерных видов

c 31 августа по 28 ноября 2016 года

Москва

Государственный исторический музей в рамках выставки «Интерьер в русской графике XIX – начала XX века» впервые представляет графическую коллекцию интерьерных видов, являющуюся одной из крупнейших в России.


Н.Е. Ефимов (1799–1851). Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме. 1835 г. Бумага на бумаге, акварель, гуашь, бронзовая краска

Около 60 работ – интерьеры императорских и великокняжеских дворцов, городских и сельских усадеб, санкт-петербургских и московских особняков, а также Успенского собора Московского Кремля, Исаакиевского собора и церкви Святой Великомученицы Екатерины при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге – выполнены признанными мастерами интерьерного жанра и менее известными художниками XIX – начала XX века.


А.Н. Ракович. (1815–1866). Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847 г.

Тема интерьера появилась в русском искусстве на рубеже XVIII–XIX веков, но наиболее широкое распространение получила во второй четверти XIX столетия главным образом в живописи. Виды гостиных, кабинетов, мастерских художников, учебных и детских комнат стали важными иконографическими свидетельствами эпохи, позволяющими не только воссоздать бытовую среду, но и проследить влияние архитектурных стилей на внутреннее убранство домов.

К середине столетия, в эпоху историзма, тема интерьера приобрела особую популярность. Художники-графики Э.П. Гау, Л.О. Премацци, А.А. Редковский, В.С. Садовников, К.А. Ухтомский, И.И. Шарлемань запечатлели в своих произведениях многочисленные комнаты императорских резиденций и дворянских усадеб.

В третьей четверти XIX века сформировался интерьерный жанр в светописи. Однако, в отличие от акварели, фотография была лишена возможности передавать цвет богато декорированных помещений. Именно эта особенность обусловила популярность акварельных видов в позднюю, «фотографическую», эпоху.


Неизвестный художник. Cалон в доме В.Ф. Марини в Одессе. 1840-е гг. Бумага на бумаге, акварель, тушь, перо, бронзовая краска, лак

Рисунки, созданные в начале XX века, отличаются сугубо авторской манерой. В эпоху «ретроспективных мечтателей» на смену «документальным» видам приходят интерьеры, которые автор передал не целиком, а отдельными живописными кадрированными композициями (например, пастели А.В. Средина).

Экспозиция, размещенная в трех залах, организована по хронологическому принципу. Произведения второй четверти – середины XIX века, времени наивысшего расцвета жанра интерьера, представлены в первом зале. Наиболее интересные работы этого времени – акварели П.Ф. Соколова «Комната художника П.Ф. Соколова в доме П.В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве» (1824), Н.А. Бестужева «Камера Волконских в тюрьме Петровского Завода» (1830), Н.Е. Ефимова «Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме» (1835), А.Н. Раковича «Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге» (1847), Л.О. Премацци «Кузница и каретный сарай в Отделении почтовых карет и брик на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге» (1848) и Л. Пича «Центральный зал музеума в усадьбе графов Уваровых Поречье» (1855).


П.Ф. Соколов (1791–1848). Комната художника П.Ф. Соколова в доме П.В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве.1824 г. Бумага, акварель

К самым любопытным произведениям второй половины XIX – начала XX столетия, периода историзма и модерна, относятся виртуозные рисунки А.А. Редковского «Кабинет в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге» (1864) и «Гостиная в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге» (1865), А.И. Шарлеманя «Палата для раненых в Доме призрения бедных А.И. Тименкова и В.А. Фролова в Санкт-Петербурге» (1879), Д.Н. Чичагова «Крестовая палата в доме Московского Археологического общества на Берсеневской набережной в Москве» (1875), Е.Е. Баумгартена «Вид из Дубового кабинета Петра I в Коронную комнату в Большом дворце в Петергофе» (1912) и «Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе» (1914), А.В. Средина «Закрытая веранда с цветами в горшках в усадьбе Гончаровых Полотняный Завод» (1916), а также акварели из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора», созданного в 1900-х годах преподавателями и учениками старших классов Строгановского художественно-промышленного училища в Москве по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны. Центральное место займет серия акварельных видов парадных покоев дачи княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе, исполненных крупнейшим мастером интерьерного жанра В.С. Садовниковым в 1872 году. После реставрации работ В.С. Садовникова впервые появилась возможность показать их широкому кругу зрителей. Акварели входят в состав альбома, приобретенного Государственным историческим музеем в 2014 году на целевые средства Министерства культуры Российской Федерации.


Н.Е. Ефимов (1799–1851). Зрительный зал театра в доме князя Г.И. Гагарина в Риме. Около 1830 г. Бумага на бумаге, акварель, тушь, перо, бронзовая краска

Графические интерьеры из собрания Исторического музея дают полное представление о разных этапах бытования интерьерного жанра в русской графике XIX – начала XX века. Выполненные известными художниками и любителями, они являются не только восхитительными произведениями искусства, но и интересными историческими документами.

К выставке подготовлено издание «Интерьер в русской графике XIX – начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея».

Государственный исторический музей

Адрес: город Москва, Красная площадь, 1

Проезд: Ст. м. "Охотный ряд", "Площадь Революции", "Театральная"

Телефоны: (495) 692-37-31, 692-68-17

Официальный сайт: www.shm.ru

EMail: shm@shm.ru