Зеркало как символ

Зеркало как символ имеет те же характерные черты, что и реальное зеркало. Оно является символом воображения, а также сознания и его способности отражать реальность видимого мира.

С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое. Его поверхность воспроизводит образы, удерживая и сохраняя их, но лишь на краткий миг. В легендах и фольклоре зеркалу обычно придаются магические свойства как преувеличенная трактовка его основного значения. Таким образом, зеркало служит для вызывания духов, т.е. оживления образов, которые были им восприняты в прошлом, или уничтожения расстояний, когда оно отражает то, что было объектом, находящимся прямо перед ним, а сейчас переместилось.

Такое различие между «пустым» и «населенным» зеркалом сообщает ему свойство периодичности, связанное с женственностью и, следовательно, с символикой луны. Лунное значение зеркала подтверждается тем, что оно воспринимает и отражает образы так же, как Луна воспринимает и отражает свет.

Иногда зеркало может стать символической дверью, через которую душа переходит на другую сторону бытия. Именно такой символизм положен в основу обычая в определенных случаях закрывать зеркала или поворачивать их к стене, в частности, когда в доме покойник. Кроме сказанного, зеркало символизирует двойников и изменчивость.

Особую роль зеркало играет в японской синтоистской традиции, называющей его атрибутом богини солнца Аматэрасу. Священное зеркало принадлежит, наряду с жемчужинами и мечом, к числу священных сокровищ государства; оно носит название Ятано-кагами и хранится от взглядов «простых смертных» в святилище Исе. Это зеркало изготовлено из бронзы, имеет 25 см в диаметре и обладает формой восьмилепесткового цветка лотоса.

Вследствие никогда не пересматриваемой традиции на нем присутствует надпись, напоминающая еврейское откровение Божье: «:Я есть тот, кто Я есть». Во время церемонии восшествия на престол оно передается в руки новому императору.

В иконографии Запада зеркало имеет двойственное значение. С одной стороны, оно изображается в руках развращающей человека сирены — обольстительницы, а также является атрибутом персонифицированных Высокомерия, Тщеславия и Сластолюбия; с другой стороны, оно же выступает символом самопознания и добродетели истины и благоразумия. Кроме того, зеркало — один из символов Девы Марии, т.к. Бог «отразился в Деве Марии через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала».

Философы ассоциируют зеркало с мышлением, поскольку для философов является инструментом самопознания и отражением универсума. Это связывает символику зеркала с водой как отражателем и с мифом о Нарциссе, причем Вселенная понимается как Нарцисс, рассматривающий свое отражение в человеческом сознании.