Рыночный спрос – двигатель подделок

Мы коснемся проблем экспертизы графики. Существует авторская и печатная графика. Авторская создается художником в самых различных техниках: карандашом, углем, пером и тушью, акварелью, пастелью, но обычно в одном экземпляре. Печатная же, исходя из материала, на котором художник режет, травит или рисует свое произведение, называется ксилографией - гравюра на дереве, офортом – гравюра на меди или стальной доске и литографией – гравюра на камне. Оттиски с досок или камней обычно делал печатник, поэтому на старых гравюрах всегда указывался и художник, и печатник-гравер. В ХVIII-ХIХ веках широко было распространено гравирование великих произведений живописи и музейных собраний.

Существовали самостоятельные мастерские для подобных работ. На первых 10-20 оттисках художник обычно расписывался. Эти подписные листы ценятся дорого. Последующие – неподписные обычно стоят дешевле. Даже после смерти художника с его досок могли печатать новые листы. Так, в последнее десятилетие широко ходят на рынке оттиски с камней Константина Рудакова, сделанные его сыном и выдаваемые за авторские. Но чаще печатную графику не фальсифицируют – нет большой прибыли.

На экспертное исследование поступает, как правило, авторская графика. При ее исследовании важно установить характерные особенности почерка. Ведущий российский эксперт по графике Э.М.Бурцева посвятила этой проблемы многие годы исследований. Она считает, что характерные особенности почерка позволяют узнать руку художника в произведениях неподписанных, неизвестных, утративших со временем автора, а также переименовать автора в случаях нехарактерности почерка.

Под почерком художника подразумеваются технологические и стилистические приемы, сохраняющиеся в течение всего творчества, независимо от претерпеваемого художником развития. Но параллельно с изучением авторского почерка, обычно для определения подлинности произведений и их авторства применяются технологические методы: микроскопический, рентген, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, химический. Эти методы чрезвычайно важны при экспертизе графики русского авангарда. Она, как и рисунки И. Айвазовского, сейчас достаточно востребована рынком, а значит и часто подделывается. Об исследовании подобных фальшивок рекомендуем почитать сообщения Э. М. Бурцевой, Л. А. Торстенсен и Б. Б. Лукьянова в сборниках “Экспертиза и атрибуция” ( Москва, Магнум Арс, 1997 – 2000 гг.).