ГлавнаяАрхитектураБарокко

Барокко

Барокко (итальян. Barocco – вычурный): название стиля, происходящее от характерного мотива раковины.

Зародившийся в конце 16 века стиль был прямым продолжением ренессанса. Барочные мебельные формы сформировались в Риме около 1650 года и легли в основу стиля Людовика 14.

Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусств ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного.

В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов, спиралей, линии изламываются, искривляются.

Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддается гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остается довольно трудоемкая техника склеивания кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился прием отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов.

Фото с сайта www.epoxa.ru

Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, черное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.

Мебель чаще изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Появление разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии (интарсия – деревянная инкрустация). Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор.

Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией. На ее широких плоскостях, образующих панно, и находят себе место богатая инкрустация, состоящая из тонко переплетающихся завитков. Орнаментация стиля навеяна античным Римом, пышные завитки акантовых листьев и античные трофеи расположены в виде груды военной добычи.

Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками, идущих по ребру спинки и по нижнему ободу сиденья. Ножки двоякого типа: или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями.

Диваны этой эпохи представляют собою как бы соединения из трех поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.

Столы делаются круглые и прямоугольные. Последние имеют ножки двух типов. Более ранние – с вертикальной осью, богато инкрустированные и вверху украшенные бронзовыми головами. Позднее эти ножки стали сдваивать на узких концах стола, обрабатывая в виде лиры. Подзор и края столовой доски богато украшались резьбой и инкрустацией.

У письменных столов ножки слегка изогнуты и суживаются книзу. В коробке их подстолья – обычно три ящика. Доска письменного стола обычно делается из дерева. В средней своей части доска оклеивается красным или зеленым сафьяном с золотым тиснением по краям.

В эпоху барокко появляются «гарнитуры» или «комплекты», состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов обстановки.

Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Типично барочными формами являются витая колонна и многократно изломленный карниз.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик 13, 1610 – 1643); зрелое барокко (Людовик 14, 1643 – 1715); «стиль регентства» - переходный этап между правлением Людовиков 14 и 15; рококо, поздний этап барокко (Людовик 15, 1720 - 1765).