admin

Модерн

Подлинный эклектизм эпохи в конце 19 и начале 20 в. сменяется стилем модерн. Появление стиля модерн свидетельствовало о желании освободиться от старых традиций и создать, во что бы то ни стало для своего времени собственное, «новое» искусство.

Новое движение ведет свое летоисчисление с того момента, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации «Glaspalast». Отсюда происходит и название стиля: сецессион, которое привилось в Австрии. В Германии он именовался «молодой стиль» (Jugendstil), во Франции – «новое искусство» (art nouveau», в России и Англии – «современный стиль», «стиль модерн» (Modern Style Floreale) и «либерти» (по имени владельца одного из мебельных магазинов).

В условиях растущего темпа деловой жизни усиливается стремление к удобству, разумному комфорту. Целесообразность, удобство, учет и использование возможностей новой техники, машинного труда – таковы общие принципы нового стиля.

Эклектическому реставраторству передовые художники противопоставляют культ машин, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон). Представители модерна первыми пытались использовать машинный труд для производства такой утилитарной вещи, которая была бы одновременно и технической и эстетической формой.

На изготовляемой в это время мебели появляются изгибы завитков, перемешанные с растительными формами, женскими масками с длинными распущенными волнами волос и пр. Тон мебели или светло-желтый, натуральный, или же светло-зеленый. Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск. Преобладающие сорта дерева – каштан и лотарингский орех. Красное дерево еще с середины 19 века выходит из употребления и заменяется ясенем, орехом, березой, дубом и липой.

Интерьер стиля модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Согласно основной концепции модерна – архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять художественный единый ансамбль, осуществленный по проекту одного архитектора или художника.

Особняки в стиле модерн строились по принципу: «от интерьера к экстерьеру» на образец английского дома для одной семьи, окруженного земельным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто красивом фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям удобства жильцов планировку внутреннего пространства.

Модерн положил конец засилью эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи.

Фото с сайта www.epoxa.ru