Архитектура и здоровье

Мы обучены думать в первую очередь об эстетике видимого. Забота об эстетике визуального составляет ос новную часть работы боль шинства архитекторов, не ис ключая и меня. Мы все знаем, что изображение стоит тысячи слов, что оптический нервный ствол во много раз мощнее нервных каналов от других органов...но ведь случайный запах может вернуть нас к забытому детству, а музыка способна перенести в другие миры... В красивом или безобразном участвуют все чувства, но их слишком часто трактуют раздельно. Лишь вместе, складываясь в единое сообщение, они начинают сообщать нам нечто о глу бинной природе места. Когда чувственные впечатления спо рят между собой, никакое приведение среды в порядок не в состоянии выйти за рамки чистой косметики. "Конкорд" может быть упо доблена прекрасной птице, но звучит иначе. Архитектур ный фасад, вписанный в за мечательное произведение ландшафтной архитектуры, будет чистой бессмыслицей, если этот фасад обращен к напряженной автомагистрали. Бомбардировка шумом - вот все, что вы здесь сможет ощутить. Такая работа столь же пуста и лишена смысла, как синтетический запах све жего хлеба перед рестора ном "Макдоналдс". Такова же мода на деревянную мебель, покрытую полиуретановым лаком, возникшая из пере оценки "чисто визуального" сознания. Стоит коснуться поверхности, и дерево обна ружится как твердая, блестя щая, холодная поверхность, напрочь лишенная живого дыхания. Оно не пахнет де ревом и кажется стеклянистым - не глубина цвета, а одна поверхность.

Телевидение предъяв ляет нам мир, состоящий из изображений и звуков. Нет более обманчивой, лживой картины реальности, ведь мы приучились едва замечать отсутствие всякой иной чувственной информации. Чувства, все разом, дают ту картину реальности, которую не в состоянии адекватно пе редать ни одно чувство в от дельности, реальности, кото рую мы называем душой -личности, события или места. Не внешний вид и даже не комфорт, а именно эта душа оказывает на нас наиболь шее воздействие.

Чтобы обрести леча щие свойства, место должно нести в себе гармонию, вбирать в себя изменение как органическое развитие, так что и новые здания не воспринимаются как втор-гвшиеся пришельцы, а нео споримо принадлежат тому месту, где они возникли. Они должны соответствовать ок ружению и быть ответствен ными. Но этого мало. Места-и здания-должны питать чело веческое существо.

Сама идея здоровья отталкивается от идеи болез ни. Мы все знаем, что такое болеть, но постичь источник болезненного состояния куда сложнее.   Наука давно пока зала, как болезнь запуска ется в ход сугубо материаль ными факторами, бактериями или вирусами - запускается в ход, но не порождается ими, ведь далеко не каждый забо левает при эпидемии. Иде ального бактериологического оружия, которое поражало бы 100% населения, все же не сумели создать. В ряде районов при вскрытия обна руживали до 50% случаев, когда были обнаружены следы туберкулеза в легких людей, которые никогда не считали себя и не считались больны той самой хворью, которая некогда считалась неизлечимой2. Иные болезни проявляют себя у разных лю дей в совершенно различных симптомах.

Симптоматика выра жает, высвобождает то, что происходит внутри организма - так высокая температура отражает борьбу антител с патогенными продуктами размножения бактерий. Но точно так же само заболева ние выражает во-вне и выс вобождает более глубокие, труднее обнаруживаемые рассогласования в организме. Чтобы   понять  и   болезнь  и лечение, будь то с медицинс кой или с архитектурной точки зрения, нам приходится уяснить себе нечто о различных уровнях проявле ния человеческого существа.

Каждый знает, что человеческое тело есть сугу бо физический предмет, со стоящий из такого-то объема тканей, костей, крови и прочего. Знание этого фи зического тела существенно, когда мы имеем в виду воз можность дотянуться до полки, удобно усесться, пре дохраниться от боли в спине и т.п. Эргономика и физио-метрия определенных позиций и известных видов деятельно сти давно стали са моочевидностью, так что, как и любой другой архитектор, я имею в наличии антропо метрический справочник, из которого можно почерпнуть сведения о минимальном про странстве, которое необхо димо для движущегося ске лета.

Но то, что отделяет человеческое существо от трупа, скрыто в той простей шей истине, что человек жив. Архитектура в состоянии или укреплять разрушать физи ческое здоровье или укреп лять его, скажем, поддержи вая хорошо отрегулирован ное окружение - ни слишком тепло, ни чересчур зябко, ни чрезмерно ярко, ни слишком темно. Различные виды ото пления и освещения воспри нимаются как здоровые или нет, привлекательные или не приятные. У света от пылаю щих дров тот же спектр, что и у солнца. Его лучащееся тепло кажется всегда большим, чем иное другое - и телу и душе. Да, с энергетической точки зрения это неэффектив ный источник тепла, но как много людей любят его, ибо нигде не чувствуешь себя так хорошо, как перед огнем.

Множество людей жалуются на сухость в горле, сонли вость, заложенный нос, когда имеют дела с воздушными системами отопления, иные страдают в этом случае от клаустрофобии и особенно угнетены. Физические причи ны известны: нарушение нор мальной ионизации воздуха и его влажности (что усиливает и в свою очередь усиливается внутренним       загрязнением среды), переизбыток мелкой пыли, в особенности "поджа ренной" на поверхности ра диаторов отопления, и даже неравновесность температур с перегревом воздуха и недогревом поверхностей. При учете такого набора факто ров влияния на наше са мочувствие нет нужды удив ляться тому, что то, что ощу щается как лучшее, лучшим и является в действи тельности. Искрящееся коле бание света свечи, при явной недостаточности по яркости, обладает тем не менее жиз нью, которой напрочь лишен механически колеблющийся свет электрической лампы, в особенности флуоресцентной лампы "дневного света". Та кой же полнотой жизни об ладает и дневной свет в по мещении, где есть несколько окон, что создает игру света, полутени и тени за счет раз ных участков неба в окнах. Однонаправленный свет из единственного источника ли шен такой жизненной силы, будь то обычное окно или ок но во всю стену.

Есть формы, вроде круглого стола, объе диняющие людей, и есть иные, вроде прямых коридоров и длинных залов, которые этому препятствуют. Узкий, низкий, с мягкой текстурой стен, с пе ременным светом коридор для неспешного движения, как это бывает в монастырском дворе-клуатре, способен да вать идущему подлинное на слаждение, тогда как ровно освещенный прямой коридор с гладкими стенами, пред назначенный для быстрого перемещения множества лю дей, имеет прямо противопо ложный характер и способен уподобить даже вполне доб ротное здание в учреждение.


Такое насыщение света жизнью необходимо в равной мере и для биоло гического и для психического здоровья, поскольку гипоталамус и душа питаются живым светом и угнетаются светом мертвым. Фи зиологический и эстетический эффекты оказываются нерастор жимы.

Нет никакой случай ности в том, что в нас есть твердая уверенность в спра ведливости ощущения жизни от контакта с "живым" светом и теплом - это так и есть в строго биологическом смысле. Гормоны роста и других фун кций вырабатываются под контролем ряда специализи рованных желез (гипофиз, гипоталамус, шишковидная), которые в свою очередь сти мулируются светом! И не лю бым светом, а мягко колеб лющимся живым светом, в первую очередь естественным с его великим множеством оттенков, порождаемых раз ными участками небосклона, и непрерывными изменениями в течение дня. Именно по этому свет из двух окон в двух стенах от двух оттенков неба всегда . и приятнее и здоро вее, чем из одного источника. Известно, что обоняние есть способ   природы   сообщать нам о чем-то полезном или вредном, но такое же соот ветствие есть и между эсте тически удовлетворяющим и физически здоровым. Пита тельное для души есть и пища для тела.

Строительная биология

Наука строительной биологии все еще в пеленках, и многие из ее достижений оспариваются - в особенно сти промышленностью, про дукция которой оказывается под угрозой. Но даже и при нехватке бесспорных научных данных мы до известной сте пени способны знать чувством, отличать место здоровое и жизнетворное от больного. Мы делим царство живого и способность чувствовать со всем живущим, но нам дано большее. Сколь бы ни были притуплены наши чувства, окружение все же безусловно сказывается на нашем самоощущении - в конце концов туризм (равно как открыточный бизнес) пол ностью зависим от наличия мест, которые люди решают посетить с одной целью - уви деть их, то есть почувствовать их всем существом.

Есть места, вроде уширения коридора, где можно посидеть у окна, и там сами собой создаются усло вия, приглашающие к обще нию, и есть места, подобные кабине лифта.

Если нам нужно "социализировать" сооружение, без коридора не обойтись. Если мы хотим возвысить перемеще ние из точки А в точку Б, чтобы превратить его во всегда заново переживаемое движение внут реннего приготовления, нам ну жен клуатр. Клуатр всегда есть полуоткрытое пространство вок руг сада: стоит остеклить его, и с клуатром покончено. Тем не менее, некоторые из свойств клуатра удается "встроить"в пе реходы так, чтобы всякая следу ющая цель движения сменяла собой ощущение, испытываемое в данной точке маршрута. Каким еще способом вечность может давать о себе знать в каждый данный момент?