Магическая тройка

ЧИСЛО / ЦИФРА ТРИ в соннике означает: веселье. Самовыражение. Отдавать наружу. Триединство: разум, тело, дух. Гармония. Открытость.

ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ

Необъяснимую власть имеют над человеком числа. Даже самому убежденному атеисту хоть раз в жизни доводилось испытать легкое беспокойство, приобретя в кассе вокзала билет на поезд № 13, отбывающий 13 числа в 13 часов. Смеясь над собственной глупостью, он все же СЕМЬ раз "отмеряет", прежде чем сесть в эту "ТРЕклятую" электричку, и послушно ТРИЖДЫ стучит по деревяшке (а за неимением оной – по собственной "дубовой" головушке). Уже не одно столетие ученые мужи бьются над загадкой, которую таят в себе священные числа. Причина же этого явления уходит своими корнями в глубокую древность.

В те давние времена, когда человек был юн и беззащитен перед силами всемогущей природы, окружающий мир казался ему Великой Загадкой. Не имея возможности дать объяснение увиденному и услышанному, он наделял их мистическим содержанием. Так, Солнце становилось божеством на золотой колеснице, дерево – воплощением души умершего, а в имени оказывалось зашифровано будущее еще не родившегося ребенка.

Но представим себе, что путь нашему далекому предку преградила одинокая скала. Неискушенному сознанию незачем было пересчитывать камни, но первобытный человек ясно видел перед собой символ неделимости, единства, нерушимости. Этому представлению суждено было настолько прочно укрепиться в умах людей, что и с возникновением счета в собственном смысле этого слова единица сохранила в себе давнее содержание, и ей стало приписываться таким образам совершенной целостности, как Бог или Космос.

Но мир противоречив, и рядом с "единством" всегда есть место "двойственности". И разбившаяся на две части глыба – уже не монолит, но нечто противоположное – непрочное, неустойчивое, изменчивое, и все же связанное невидимой нитью, как день и ночь, небо и земля, мужчина и женщина. Там, где единство является началом добра, порядка, счастья, двойственность порождает зло и хаос...

Смысловая нагрузка на единицу и двойку оказалась столь велика, что целым рядом народов они долгое время даже не рассматривались как собственно числа. В этих случаях счет начинался с тройки, которая, таким образом, стала символом абсолютного совершенства и превосходства. Отголоски подобного представления можно встретить практически во всех культурных традициях: перед нами проходят вереницы всевозможных трехликих и трехипостасных божеств и мифических первонажей с приставкой "три" в названиях (Тритон, Триптолем и т.д.); сказки народов мира пестрят упоминаниями о трех главных героях, а композиция произведения искусства часто оказывается построенной по троичному принципу (трилогия, триптих). Число возможных примеров бесконечно, но всех их объединяет одно – доведенная до совершенства законченность образа. Если же учесть, что невозможно достичь идеала, пребывая в бездействии, а совершенствование подразумевает постоянное развитие, становится понятным, почему в основе древней религии Индии лежит трехчастное строение Вселенной – то есть число 3 символизирует динамику взаимодействия миров.

В отличие от великой, но изменчивой тройки, число 4 является образом идеально устойчивой, испокон веков существующей структуры: четыре времени года, четыре периода суток, четыре ветра, дующие с четырех сторон света. А из единства статики и олицетворяемой тройкой динамики рождается целостная картина мироздания. Как бы подтверждая само собой напрашивающееся простейшее математическое действие, индейский шаман, взывающий к своим грозным богам, протягивает посох сначала в стороны "ветров", затем к Солнцу, далее к подземному миру и, наконец, указывает на себя – точку, откуда производился отсчет, замыкая тем самым магический круг, призванный охватить всю Вселенную, воплотившуюся в самом загадочном из священных чисел – семерке.

Споры о ее происхождении не утихают и по сей день. Многие исследователи склонны полагать, что поклонение числу 7 восходит к семи самым ярким небесным телам (включая Солнце и Луну), испокон веков привлекавшим к себе внимание людей. Однако обожествление семерки народами, находящимися на самой примитивной стадии развития и не имеющими возможности наблюдать все видимые невооруженным глазом планеты и наводит на мысль, что причиной возникновения магического представления о характере числа 7 стала обыкновенная радуга. Очевидно, что доступное каждому человеку лицезрение этой огромной семицветной дуги на много тысячелетий предвосхитило даже самые простые астрономические опыты. А в более позднее время звездочеты Средней Азии именно с помощью радуги обосновали свои научные представления, считая ее отражением зодиакального круга, изображенного красками.

В древности радуга представлялась воплощением змея, который почти во всех мифологических традициях символизировал землю, земную и небесную воду, огонь, а также мужское и женское начала, то есть все необходимое для продолжения жизни. Неудивительно поэтому, что "небесная змея" пользовалась у наших предков столь же глубоким почтением, как и ее земная ипостась.

Постоянство расположения цветов в радуге стало краеугольным камнем представления о магическом характере числа 7, а религия еще больше способствовала укреплению этого предрассудка: семь богов, семь минаретов мечети, семь ступеней храма Соломона, семь недель поста, семь дней Пасхи – этот список далеко не полон. Но, пожалуй, самым ярким воплощением культа священной семерки стали древние азиатские постройки – зиккураты – семиярусные пирамидальные здания, некогда бывшие раскрашенными во все цвета радуги.

С усложнением счета некоторые числа, кратные "священным", оказались сопричастными их мистическим свойствам. Так, троекратное повторение триады порождает число 9, в ряде культурных традиций соперничающее с семеркой, а в древнекитайской поэзии обозначающий его иероглиф даже используется в значении "всё". Из произведения тройки и четверки возникает 12 – дюжина, которая также принадлежит к наиболее часто встречающимся числовым шаблонам, а основанием для ее обожествления служат все те же естественнонаучные наблюдения – такие как, например, двенадцать месяцев года (соответственно, двенадцать знаков Зодиака).

Двенадцати противостоит лишенная гармонии "чертова дюжина" – несчастливое, по многим поверьям, число 13, издавна вызывающее суеверный трепет в сердцах людей. Число же 21, напротив, считается в высшей степени благоприятным. В средние века его наделяли магическим свойством воздействовать на жизнь человека. Хорошей иллюстрацией является мотив трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама", где счастливые и вместе с тем роковые ТРОЙКА, СЕМЕРКА и ТУЗ, в сумме составляющие как раз 21 очко, являются символом фатальной удачи!