Триединый Бог

Когда изучаешь русскую живопись XIV века, бросается в глаза один любопытный факт: со второй половины этого столетия резко увеличивается количество икон, изображающих Троицу. Особенно популярной эта тема была в кругу Сергия Радонежского. Именно Троице посвятил Сергий основанный им монастырь, и когда его ученики и ближайшие последователи закладывали на севере новые монастыри, то чаще всего они посвящали их той же Троице.

Для Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Недаром Епифаний Премудрый пишет в своем „Житии Сергия», что последний возвел храм Троицы, „дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего. Это вполне согласуется с практической деятельностью Сергия Радонежского, энергично выступавшего против княжеских ссор и междоусобиц. Была, однако, еще одна причина, объясняющая нам широкое распространение икон Троицы во второй половине XIV века. Речь идет о еретических движениях, которые уже с конца XIII столетия начали расти и шириться на Руси и в рамках которых антитринитарные течения занимали далеко не последнее место.

Известно, что уже богомилы и катары отвергали церковную догму о триедином божестве. Секта стригольников, пустившая в XIV веке глубокие корни в Новгороде и Пскове, также отрицала равенство трех лиц Троицы. Стригольники утверждали, что при явлении трех ангелов Аврааму последний узрел лишь бога и двух ангелов, а не три лица святой Троицы. Обосновывая свою точку зрения, стригольники, как и более поздняя секта жидовствующих, пришли, в конце концов, к полному отрицанию возможности изображения троицы. Но они не были одиноки в своих антитринитарных установках. Как убедительно показал А. И. Клибанов, в Ростове также нашли себе место антитринитарные выступления. Они падают на 80-е годы, когда ростовским епископом был Иаков (1386—1392). В Ростове антитринитарная ересь называлась „армянской», и о ней писал уже митрополит Киприан.

В своем ответе ближайшему ученику Сергия, ростовчанину Афанасию Высоцкому, он называет армянскую ересь „гнуснейшей из всех ересей». Ее главным приверженцем был некий Маркиан, выделявший Христа из состава Троицы и не признававший поклонение иконам. Что эти антитринитарные течения, подкапывавшиеся под твердыни православия, породили широкий отклик, доказывают еще два интересных факта. На новгородской иконе „Отечество», которая датируется концом XIV века, имеется сверху надпись, уточняющая сюжет иконы: «О (те) ць и Синъ и с (вя) ты (и) Духъ» . Чтобы у зрителя не осталось никаких сомнений в равенстве всех лиц святой Троицы, художник дал еще две надписи по сторонам от фигуры бога-отца, над троном, и на диске, который придерживает обеими руками Эмануил. Надписи эти гласят — IC XC. Таким образом, и бог-отец, и дух святой, символизированный изображенным на диске голубем, приравниваются ко Христу. Поскольку в средневековой иконографии бог-отец, имеющий облик Ветхого Деньми, обычно трактовался не только как образ бога-отца, но и как образ его сына (отсюда перекрестье на нимбе и клав на правом рукаве), то тем самым нераздельность и равенство трех лиц святой Троицы получали еще более наглядное выражение. Так новгородский иконописец стремился опровергнуть ересь антитринитариев.

Второй факт относится к области литературной. В своем „Житии Сергия» Епифаний Премудрый пускается в далеко идущие рассуждения о роли тройственного начала в событиях ветхозаветной и новозаветной истории. После перечисления ряда конкретных примеров Епифаний делает декларативное заявление: «… тричисленное число всему добру начало…» . Этой „тричисленности» Епифаний придает поистине космическое значение. Он пишет: „Чтож извещаю по три числа, а что ради не помяну болшаго и страшного, еже ее тричисленое божество треми святынями, треми образы, треми собьствы в три лицы едино божество пресвятыя троица и отца и сына и святаго духа триупостаснаго божества едина сила, едина власть, едино господьство» . Несомненно, столь настойчивое, почти маниакальное упоминание тричисленности было не чем иным, как откликом на деятельность антитринитариев. Епифанию Премудрому, писавшему „Житие Сергия» в начале XV века, борьба с еретиками и отпор их учениям представлялись делом весьма жизненным, чем и объясняется активность его проповеди о великой пользе тричисленности.

Культура русского монастыря XV века была далеко не такой примитивной, как это казалось старым исследователям. Творения Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Дионисия Ареопагита внимательно читались и тщательно комментировались. Отсюда в русскую церковную литературу проникли элементы античной философии — платонизма и новоплатонизма, отсюда же черпались импульсы к сложному символическому толкованию религиозных образов. Образ Троицы толковался византийскими теологами не только как изображение триединого божества и прообраз евхаристии, но и как символ веры, надежды и любви. Иоанн Лествичник прямо говорит: „Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется бог». И далее: «По моему разумению вера подобна лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все же оне составляют одно сияние и одну светлость». Нечто подобное можно найти и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого: „При таком Троицы изображении трисвятая песнь трисвятой и единосущной и животворящей Троице на землю нисходит желанием бесчисленным и любовью безмерною, и духом возносимся к ее непостижимому прообразу, и от вещественного этого изображения взлетает ум наш и мысль к божественному желанию и любви, и не вещь почитаем, но вид и изображение красоты ее, так как почитание иконы переходит в поклонение прообразу ее» .

Таким образом, так утверждается во храме то внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов и человеков и всякое дыхание земное,—такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре и в живописи. Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена самим святым Сергием Радонежским. По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, «поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в едииожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира». Св. Сергии здесь вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников: «да будут едино яко же и мы».

Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, т. е. внутреннее объединение всех существ в Боге. Тем же идеалом вдохновлялось все древнерусское благочестие; им же жила и наша иконопись. Преодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы,—такова та основная тема, которой в древнерусской религиозной живописи все подчиняется.

  • Бог Православных Христиан

    (Новый Иерусалим/Откр. 3: 12/)

    Бог есть дух, естеством духа является сознание,

    Он мыслит все, всегда и обо всем абсолютно и неизменно, Каждую Свою Мысль Он переживает всем Своим естеством, а потому: Каждая из Них - одна проистекает из другой и заключает в Себе в все остальные;

    В связи с чем: Они являются Силами, Свойствами и Составом друг друга, а соответственно: Они являются Силами, Свойствами и Составом Его т.к. Каждая из Них является в недрах Своих всем во всем т.е. Им, а Он является в недрах Своих Каждой из Них, а соответственно: Бог является Словом, Которое в недрах Своих является всем во всем т.е. Абсолютным Духовным Миром, Который знает не только Себя, но и Своего врага, а потому: Он является Разумом, Который осознает все то, чем Он является, а так - же: все то, чем Он не является, осознания Его - являются Мыслями Его, а соответственно: Силами, Свойствами и Составом Сознания Его;

    Каждое Сознание, Которыми Он осознает все то, чем Он является - не только осознает Тот Смысл, Который Оно определяет Собой и тем родит Его в Себе, но и Тот Дух, в Котором Он родится, а соответственно: Который означенным образом исходит от Него;

    Так в Боге непрестанно родится Бог - абсолютно во всех Смыслах, Каждый из Которых один проистекает из другого и заключает в Себе все остальные;

    В связи с чем: Они являются Силами, Свойствами и Составом друг друга, а соответственно: Они являются Силами, Свойствами и Составом Его т.к. Каждый из Них является всем во всем в недрах Своих т.е. Им, а Он является в недрах Своих Каждым из Них, а соответственно: Он является Словом, Которое в недрах Своих является всем во всем т.е. Абсолютным Духовным Миром, Который знает Себя, а потому: Он является Разумом;

    А так - же: так от Бога непрестанно исходит Бог - абсолютно во всех Духах, Каждый из Которых один проистекает из другого и заключает в Себе все остальные;

    В связи с чем: Они являются Силами, Свойствами и Составом друг друга, а соответственно: Они являются Силами, Свойствами и Составом Его т.к. Каждый из Них является всем во всем в недрах Своих т.е. Им, а Он является в недрах Своих Каждым из Них, а соответственно: Он является Словом, Которое в недрах Своих является всем во всем т.е. Абсолютным Духовным Миром, Который знает Себя, а потому: Он является Разумом;

    Каждое Сознание, Которыми Он осознает все то, чем Он не является - не только осознает тот смысл, который Оно определяет Собой, но и тот дух, в котором он родится, и тем непрестанно истребляет их в Себе;

    Так в Боге непрестанно истребляется враг Его - абсолютно во всех смыслах и духах, а потому: он не может родится в Нем.

    И поскольку: Бог непрестанно родит в Себе Бога в Боге исходящем от Него, а естеством Бога является сознание т.к. Он духовен, а не материален - Он осознает Себя: Отцом и Сыном и Святым Духом т.е. Святой Троицей т.к. в Нем нет греха, а потому: Он Свят.

    Самое маленькое Сознание того, чем Бог является в Себе - является самым маленьким Членом Его, а самое большое Сознание того, чем Бог является в Себе - является Главой, а соответственно: Царем Его,

    И поскольку: в Боге нет Сознания более Сознания Человека - Глава всех Людей - является Главой, а соответственно: Царем Его в Отце и в Сыне и во Святом Духе т.е. в Каждой из Трех Ипостасей Его.

    Каждая Сущность, Которой Бог является в Себе имеет два естества - Божеское и Той Сущности, Которой Она является т.к. Каждая из Них осознает Себя не только тем, что Она есть, но и всем во всем т.е. Богом, а потому: Каждая из Них - осознает Себя Двуглавым Орлом, а соответственно: Двуглавым Орлом осознает Себя Бог - всем Своим естеством;

    И поскольку: Бог переживает Себя всем Своим естеством - Он является Любовью, а соответственно: Жизнью, Которая в недрах Своих является всем во всем,

    И как в Жизни нет смерти, которой для Разума является ложь абсолютно во всех смыслах и духах беззакония, которыми ложь является в недрах своих - Бог является Истиной, а соответственно: Он является Абсолютным Светом, Который видит Себя всем Своим естеством, а потому: Он является Всевидящим Оком;

    И поскольку: Бог является Определением, Смыслом и Духом Бытия - Он был, есть и будет всегда!!! Аминь

    Гость (Абсолют)
  • Те, кто полагают свой смысл в Бога - прививаются к Нему, а соответственно: рождаются в Нем т.к. они переживают Его в себе - всем своим естеством, а потому: Бог живет в них, а они живут в Нем, а соответственно: они являются с Ним - одно;

    Но, как Он знает Себя, а они не знают себя - они являются Его детьми, а Он - является их Отцом,

    И поскольку: Бог есть дух, а естеством духа является сознание - живущие в Боге: воспринимают, мыслят, осознают, понимают и чувствуют Им, и все, что говорят - говорят от Него, и поступают всегда, везде и во всем - подобно Ему, и тем творят волю не свою, а Его, а Он творит волю их т.к. они единомысленны и единодушны с Ним,

    В связи с чем: каждый из них является членом, частью, чадом Его, а всей совокупностью своей - они являются составом, народом, телом, церковью Его, а Он - является их Богом и Отцом, а соответственно: Главой и Царем.

    А те, кто полагают свой смысл в дьявола - прививаются к нему, а соответственно: рождаются в нем т.к. они переживают его в себе - всем своим естество, а потому: дьявол живет в них, а они живут в нем, а соответственно: они являются с ним - одно;

    Но, как он знает себя, а они не знают себя - они являются его детьми, а он - является их отцом и богом,

    Ибо естеством духа является сознание, а потому: живущие в нем - воспринимают, м ыслят, осознают, понимают и чувствуют им, и все, что говорят - говорят от него, и поступают всегда, везде и во всем - подобно ему, и тем творят волю не свою, а его, а он творит волю их т.к. они единомысленны и единодушны с ним,

    В связи с чем: каждый из них является членом, частью, чадом его, а всей совокупностью своей - они являются составом, народом, телом, церковью его, а он - является их богом и отцем, а соответственно: главой и царем.

    Таким образом: дети Божие - являются Богом в себе, а Бог - является ими в Себе т.к. Он взял их на плечи Свои и понес их к престолу своему-тогда, когда родил их в Себе - положив их смысл в недра Свои, а соответственно: посредством познания Его в сердце своем - они войдут в осознание того, что они - являются Им в Нем, и тем воссядут на престоле Его/Откр. 3: 21/,

    А дети дьявола - являются дьяволом в себе, а дьявол - является ими в себе т.к. он взял их на плечи свои и понес их к престолу своему-тогда, когда родил их в себе - положив их смысл в недра свои, а соответственно: посредством познания его в сердце своем - они войдут в осознание того, что они - являются им в нем, и тем воссядут на престоле его.

    В связи с чем: тот, кто признает детей дьявола - детьми Божьеми признает тем самым дьявола - Богом, а Бога - дьяволом т.к. он говорит тем самым о том, что Бог и дьявол - одно,

    Точно так - же: тот, кто признает церковь дьявола - церковью Божьей - признает тем самым Богом дьявола т.к. он говорит тем самым о том, что Бог и дьявол - одно;

    ...

    ...
    Истиная же церковь Божия - является телом Божиим, а Бог является ее Главой т.к. она живет в Нем, а соответственно: ее члены - являются членами Его,

    И поскольку: все они единомысленны и единодушны с Ним - они единомысленны и единодушны и между собой т.к. Бог - является Истинной, а потому: в Нем нет противоречий,

    В связи с чем: все они право славят Бога, а потому: они являются Православными Христианами т.к. они крестились в Сына Его - Иисуса Христа, а соответственно: они являются церковью Христовой, а Христос - является их Главой.

    И поскольку: Бог не разделился Сам в Себе и не восстал против Себя Самого - все те, кто покидают лоно церкви Его - покидают Его, ибо Он отсекает от Себя всякую ветвь, которая не приносит плод /Ин. 15: 4 - 8/ т.е. всех тех, кто полагает свой смысл в дух мира сего, которым является дьявол с тех пор, как пленил человека - владыку, а соответственно: главу его, и тем отрешается от Христа, а потому: не имеет Его в себе т.к. прививается тем самым к дьяволу, а соответственно: рождается в нем и становится тем самым членом церкви его.

    ...

    Гость (Абсолют)
  • Откровение Иоанна Богослова 21

    2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

    9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

    10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

    11. Он имеет славу Божию...

    22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.

    23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

    24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

    27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

    Гость (Абсолют)