Легендарные самолёты

Проект Легендарные самолеты состоит из многих десятков выпусков, рассказывающих о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военно-транспортных самолетах. 

Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Журнал выходит раз в 2 недели, с каждым номером - металлическая модель самолёта (с пластиковой подставкой).

Коллекционные модели-копии. Размер от 10 до 15 см. Выполнены из металла. Демонстрационная
подставка с каждой моделью (пластик).

Легендарные самолёты №89

Фото 89-го номера, модель самолёта АНТ-20 Максим Горький.

Выдержки из 89-го номера - история самолёта.

Легендарные самолёты №89. АНТ-20 Максим Горький. Вид сверху.

Легендарные самолёты №89. АНТ-20 Максим Горький. Вид снизу.

Успешное начало испытаний АНТ-20 позволило уже 1 9 июня 1934 года, всего через два дня после первого полета, продемонстрировать самолетгигант на воздушном параде над Красной площадью, проведенном в честь полярников с парохода Челюскин и летчиков, спасших их из ледового плена. На трибуне мавзолея вместе с руководителями страны за пролетом огромной машины наблюдал и Максим Горький - человек, чье имя присвоили самолету.

В следующем месяце АНТ-20 установил два мировых рекорда грузоподъемности: летчики Громов и Михеев подняли на высоту 5000 м грузы в 10 т, а затем ив 15 т. 1 августа заводские испытания успешно завершились, а 18 августа в День Воздушного флота самолет торжественно объявили флагманом агитационной эскадрильи имени Горького. В конце 1934 года АНТ-20 совершал агитполеты над Москвой и Подмосковьем, демонстрируя своим величественным видом достижения советской авиапромышленности. Обычно эти полеты сопровождались киносъемкой. В начале 1935 года на самолете заменили двигатели, после чего полеты возобновились в конце апреля. 1 мая он вновь участвовал в авиационном параде, пролетев на малой высоте над Красной площадью в сопровождении двух истребителей И-5.

1 5 мая Максим Горький совершил 45-минутный облет центра Москвы с пассажирами, одним из которых был французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, приехавший в СССР как
корреспондент газеты Пари Суар. У будущего автора Маленького принца остались добрые воспоминания об этой прогулке на величайшем в мире и очень комфортабельном воздушном корабле.

Никто тогда не мог предположить, что это был последний успешный полет Максима Горького, а его следующий рейс закончится страшной трагедией...

В субботу 18 мая руководство решило покатать над Москвой инженеров и рабочих, отличившихся при постройке Максима Горького. Желающих собралось много, некоторые пришли с семьями, поэтому на Центральном аэродроме к самолету выстроилась длинная очередь. В первый полет взяли 38 человек, в том числе семерых детей. Пилотировать самолет поручили опытным летчикам: испытателю Н.С. Журову и пилоту агитэскадрильи И. В. Михееву. Кроме них на борту находилось еще девять членов экипажа.

В полете снова намечалась киносъемка, поэтому АНТ-20 сопровождали два самолета: двухместный разведчик Р-5 с пилотом В.В. Рыбушкиным и кинооператором Горюновым, а также одноместный истребитель И-5 с летчиком-испытателем Н.П. Благиным. Истребитель должен был лететь рядом с Максимом Горьким, чтобы из сравнения этих двух машин можно было наглядно представить огромные размеры восьмимоторного гиганта.

О том, что произошло дальше, известно из воспоминаний Рыбушкина: «Я поднялся первым, за мной взлетел Благин. Затем стартовал «Максим Горький». Я пристроился слева от него, а Благин - справа. На втором круге «Максим Горький» сделал разворот влево и пошел по направлению к аэродрому...

Благин прибавил газу, вырвался вперед и неожиданно стал делать фигуру высшего пилотажа. Это было очень опасно, так как его по инерции могло затащить на Максима Горького. Фигура у него
не получилась, он потерял скорость и врезался в правое крыло Максима Горького около среднего мотора. Видимо, он ударился в масляные баки (вылетел клуб черного дыма), пробил обшивку крыла и сломал лонжерон.

Удар был чудовищной силы. Максим Горький накренился вправо, от него отлетел капот и куски самолета Благина.

АНТ-20, пролетев по инерции еще 5-10 секунд, начал падать. Затем оторвалась часть правого крыла, самолет перешел в пикирование и перевернулся на спину. Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле. В катастрофе погиб и сам ее виновник, и все 49 человек, находившихся на борту Максима Горького.

В советской прессе единственным ответственным за случившееся объявили Благина, якобы самовольно решившего выполнить фигуру высшего пилотажа в опасной близости от АНТ-20. Только воздушное ухарство, ненужная удаль и преступное озорство явились причиной гибели замечательных людей и замечательного корабля. Летчик Благин нарушил дисциплину. Он забыл закон авиации: за штурвалом - как в бою, - писала ценI тральная газета Правда.

Но реальная подоплека события была немного иной. В недавно рассекреченном следственном деле говорится, что Благин не сам додумался выполнять смертельный трюк, а ему предложили сделать это работники киностудии Ряжский и Пуллин, с которыми Благин беседовал незадолго до полета. В ходе беседы летчик согласился совершить перед кинокамерой  мертвую петлю вокруг крыла Максима Горького, но не рассчитал своих возможностей. Так из-за безрассудного стремления к красивым кадрам, помноженного на тщеславие пилота, произошло непоправимое.

Однако начальство решило не трогать киноработников-подстрекателей. Никакого наказания они не понесли, а материалы следствия были строго засекречены. Возможно, дело в том, что нити тянулись еще дальше, и реальным инициатором преступного озорства являлся кто-то гораздо более высокопоставленный, чем Рижский и Пуллин, а они лишь передали Благину его указание. Однако это только гипотеза.

Гибель колосса всколыхнула всю страну. Сразу возникло движение за сбор средств на постройку дублера Максима Горького и буквально за пару месяцев было собрано еще несколько миллионов рублей. Однако, как уже говорилось, по ряду причин сборка АНТ-20бис затянулась, и его появление в 1939 году уже не вызвало былого энтузиазма.

Самолет включили в состав Аэрофлота и поставили на популярный курортный маршрут Москва - Минеральные воды. До начала войны АНТ-20бис базировался во Внуково и совершил несколько десятков авиарейсов, а потом во избежание встреч с вражескими истребителями его отправили в Среднюю Азию и передали Узбекскому управлению Аэрофлота. Там он возил пассажиров и грузы по маршрутам Ташкент - Ургенч и Ташкент - Куйбышев (Самара), пока 12 декабря 1942 года его не постигла катастрофа, столь же трагически нелепая, как и гибель его предшественника.

В тот день летчик по фамилии Говяз почему-то вел самолет в одиночку, без второго пилота. Во время полета ему понадобилось срочно отлучиться в хвостовую часть самолета. Опять-таки по непонятной причине он не включил автопилот (возможно, этот прибор не работал), а попросил подержать штурвал одного из пассажиров. Тот, усевшись в кабине, случайно нажал на тумблер перестановки стабилизатора, и самолет начало быстро затягивать в пикирование. Высота была небольшой, и буквально через несколько секунд авиалайнер врезался в землю. Летчик, видимо, так и не понял, что произошло, а Говяз не успел добежать до своего места, чтобы исправить положение. Его труп позже обнаружили среди обломков третьего отсека фюзеляжа.

Катастрофа унесла жизни всех 26 человек, находившихся на борту. Так в советской авиации закончилась эпоха гигантов.

Легендарные самолёты №90

Модель самолёта Бе-6.

Легендарные самолёты, фото

Легендарные самолёты. АНТ-20 Максим Горький. Журнал и коллекционная модель самолёта.