Самолеты ИЛ

От «ИЛ-12» к «ИЛ-96»

Значительную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 году под руководством С. В. Ильюшина, в последствии выдающегося авиационного конструктора, академика, лаурята Ленинской и Государственной премий. Первые созданные ОКБ боевые самолеты - дальний бомбардировщик ИЛ-4 и бронированный штурмовик ИЛ-2, навсегда вписаны в историю 2 Мировой войны.

В послевоенные годы ОКБ С. В. Ильюшина начало работать в области реактивной авиации. В 1946 году прошел испытание один из первых в ССР реактивных самолетов - экспериментальный ИЛ-22, на котором отрабатывались многие задачи реактивной авиатехники, в том числе предложенная ОКБ оригинальная компоновка двигателей в гондолах на пилонах под крылом. В последствии она была использована на ИЛ-76, ИЛ-86, ИЛ-96.

С. В. Ильюшин приступил первого своего пассажирского само лета в самый разгар 2 Мировой войны - в 1943 год. Он предугадал возможные потребности гражданской авиации и, практически не имея конкретных требований к самолету правильно представил себе его облик. Не смотря на огромную загруженность работой для нужд фронта, ОКБ поставило перед собой за дачу создать пассажирский самолет, который должен был заме нить и превзойти по характеристикам самолет ЛИ-2, находившийся тогда в эксплуатации. Таким самолетом стал ИЛ-12, поднявшийся в небо в 1946 году. Он прошел государственные испытания всего за 2, месяца и стал в послевоенные годы основ ной машиной, обслуживающей внутренние и международные линии аэрофлота.

Логическим развитием ИЛ-12 стал ИЛ-14. На этом самолете были установлены более мощные моторы и более совершенное оборудование, улучшена его конструкция, аэродинамическая компоновка крыла и оперения, несколько удлинен фюзеляж.

В 1947 году был создан самолет ИЛ-18 с четырьмя поршневыми двигателями конструкции А. Швецова АШ-73 мощностью 2400 л. с., со взлетной массой 42 тонны. Пассажирский салон был рассчитан на 60 пассажиров. Дальность беспосадочного полета достигала 2600 км при крейсерской скорости 500 км/час и максимальной скорости 588 км/час.

В апреле 1959 года начались перевозки пассажиров на турбовинтовом самолете ИЛ-18, который по конструкции и по технико-экономическим характеристикам не имел ничего общего со своим предшественником, кроме некоторых геометрических размеров - площади крыла и диаметра фюзеляжа.

С ростом объема пассажирских перевозок в 60-е годы в ОКБ началась работа над самолетом ИЛ-62 с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа, что давало возможность использовать аэродинамически «чистое» крыло, отличающееся более высоким качеством, применить эффективную взлетно-посадочную механизацию и обеспечить значительное снижение шума в салонах. повысив уровень комфорта.

В 70-е годы объем грузовых перевозок аэрофлота вырос более чем в три раза, а число пассажиров - более чем в два раза. Если учесть, что свыше 70 процентов перевозок приходится на авиалинии с дальностью полета от 500 до 4000 км, то становится ясно, насколько интенсивно работают самолеты ИЛ-18, ТУ-104, ТУ-154.

Для снятия этого напряжения создан средний магистральный самолет большой пассажировместимостью ИЛ-86 рассчитанный на 350 пассажиров и Ил-76 - грузовой самолет с широким фюзеляжем и просторной грузовой кабиной для транспортировки различных видов гражданской техники.

В июле 1975 года экипаж во главе с пилотами Я. И. Верниковым и А. М. Тюрюминым установил на самолете ИЛ-76 25 мировых рекордов.

В наши дни ведется подготовка к серийному выпуску аэробуса ИЛ-96.