Новое ремесло - зажигать фонари

До начала XIX века освещение улиц было повинностью обывателей. Но в 1806 году эта обязанность была отнесена на общие городские средства, из которых для этого ежегодно отпускалось 50 тысяч рублей. Одновременно была упразднена служба фонарщиков: обслуживание фонарей перешло в руки пожарной команды, состоявшей из отставных солдат, негодных к фронтовой службе. Фонарщикам платили жалование 18 рублей в год и "довольствие натурой", как нижним чинам армии.

За вечер каждый фонарщик обслуживал от 20 до 30 фонарей. Для этого фонарщиков снабжали набором инструментов: ручным деревянным фонарем, жестяной воронкой и заправкой, ножницами, жестяной меркой для разлива в фонари масла и кувшином для его ношения, ливером-насосом, с помощью которого наливалось масло. Все инструменты фонарщики переносили в холстинном мешке. И, конечно, непременным атрибутом была деревянная лестница с железными гвоздями на концах, которая приставлялась к столбу. Наблюдение за фонарщиками было в ведении московского бранд-майора. Из числа пожарных служителей избирались "хожалые по фонарям", которые и следили, чтобы фонари зажигались исправно. В среднем одному человеку приходилось следить за горением 150 фонарей, расставленных по улицам на протяжении около 6 километров.

Очевидно, что за всеми фонарями уследить было физически невозможно. Да и воровали опять же. Однажды после проверки на масляном дворе было выявлено, что масло "чисто, для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же из сухих коноплей в привозе нет". Так что в Москве по ночам по-прежнему было очень темно.