Уличное освещение

Мода на уличное освещение пришла к нам из Парижа – первые уличные фонари появились там в 1667 году по распоряжению королясолнца Людовика XIV. Затем робкие огоньки масляных ламп замигали на улицах Гамбурга, Берлина, Вены, Лондона… Осенью 1718 года свет новой европейской моды достиг Санкт-Петербурга. На набережной Невы перед Зимним дворцом были установлены четыре уличных фонаря, созданных по чертежам французского архитектора Жана Леблона. Стекло для фонарей шарообразной формы отливали на Ямбургском заводе А.Д. Меншикова. Через два года Петр I издал указ о введении в Санкт-Петербурге постоянного уличного освещения.

Новый образец фонаря был разработан "машинного дела мастером" Петлингом, а все заботы по освещению столицы были возложены на генерал-полицмейстера Антона Девиера. Благодаря его стараниям в 1723 году на главных улицах Северной Пальмиры было установлено 595 масляных фонарей, которые располагались на расстоянии 50 сажен (около 100 м) один от другого, зажигались только в безлунные ночи и только на 5 часов. Разогнать окружающий мрак масляные лампы не могли, ведь сила света каждой составляла всего 1–2 свечи. Но, несмотря на "несовершенство технологии", популярность уличных фонарей была настолько велика, что 12 июня 1725 года был издан специальный царский указ об установке на Большой Першпективной дороге (ныне Невский проспект) скамеек под фонарями для отдыха прохожих.

В середине XVIII столетия в России смогли наконец наладить производство плоского стекла, и фонари приобрели четырехи шестигранную форму. Их стали устанавливать на неуклюжих деревянных полосатых столбах, выкрашенных белой и серой краской. Внутри фонаря помещалась жестяная лампа с конопляным маслом, пропитывавшим зажатый в трубке нитяной фитиль, за которым нужно было постоянно следить – во избежание копоти.