Стандарты

СТАНДАРТЫ МИНИМАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ МЖСиГР

Это основной документ, определяющий минимальную степень пригодности стандартов на проектирование и строительство для различных программ Министерства жилищного строительства и городского развития. Они также используются федеральной администрацией жилищного строительства для определения возможности выделения ссуд на сооружение здания.

Здесь будет дан лишь краткий обзор строительных норм, касающийся заглубленных зданий. При разработке стандартов для заглубленных зданий ставятся три основные задачи:

1. Создание улучшенных стандартов на проектирование и строительство на базе уже имеющихся знаний и опыта, которые были бы применимы в любых местных условиях.

2. Ускоренное внедрение новых технологий в проектировании и строительстве путем улучшения качества и уменьшения стоимости.

3. Улучшение условий окружающей среды городских территорий.

Здесь приводятся ссылки на стандарты, предназначенные для проектирования жилых зданий на одну и две семьи (издание 1973 г.). Стандарты разработаны на основе большого числа данных, полученных в результате осуществления лучших решений в области строительства. Однако следует подчеркнуть, что соответствие проектных решений стандартам МЖСиГР еще не означает целесообразность финансирования строительства. Эти решения должны быть одобрены общественностью и только в этом случае можно рассчитывать на поддержку частных банков.

Стандарты МЖСиГР и строительные нормы совпадают в своих основных положениях. Отметим лишь три существенных отличия:

1) минимальная площадь остекления по стандартам МЖСиГР в ближайшее время может быть уменьшена до 8%, между тем, согласно строительным нормам, площадь остекления должна составлять 10%;

2) согласно стандартам МЖСиГР, наличие механической вентиляции в жилых комнатах, столовых, спальнях и т. д. необязательно;

3) в спальне непременно должны быть два пожарных выхода вместо окна или двери, выходящей на улицу.

Стандарты представляются более приемлемыми с точки зрения развития новых путей в строительстве, чем строительные нормы. При использовании стандартов МЖСиГР для подземных зданий в процессе работы встретится меньше трудностей. Местные строительные законодательства часто предъявляют довольно неожиданные требования; например, законодательство Миннеаполиса предусматривает, что глубина заложения фундаментов должна быть на 120 см выше уровня грунтовых вод. Национальные стандарты в свою очередь допускают устройство помещений ниже уровня грунтовых вод при условии наличия совершенной гидроизоляции конструкций.

СТАНДАРТЫ СЛУЖБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Эти стандарты имеют силу закона и направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности людей при производстве работ. Применительно к строительству заглубленных зданий наибольшее отношение имеет раздел, посвященный устойчивости котлованов и траншей. Очень много людей погибает ежегодно при обрушениях откосов котлованов и траншей. Стандарты службы обеспечения безопасности и здравоохранения требуют, чтобы стенки котлованов и траншей глубиной более 1,5 м имели естественные откосы или крепления. Они также предписывают устройство креплений откосов и при глубине менее 1,5 м при неустойчивых откосах. Для укрепления откосов можно применять инвентарные крепления. При глубине траншей более 1,2 м требуется устанавливать лестницы не более, чем через 7,5 м по длине траншей. Стандарты также дают подробные рекомендации по креплению откосов и углам естественного откоса в зависимости от типа грунта. Однако в ближайшем будущем ожидается внесение изменений в эти стандарты.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Юридические аспекты строительства заглубленных и обычных зданий несколько различаются. Поскольку для многих заглубленных зданий участок можно использовать самым различным образом, юридические аспекты строительства весьма сложны. Для зданий, принадлежащих одной семье, осложнений юридического характера почти не возникает, за исключением случаев, когда необходимо производство каких-либо работ на участке.

Рассмотрим пять юридических аспектов, характерных для заглубленных зданий. Некоторая информация получена только для тех случаев, когда требовалось мнение местных юридических органов. Между тем существует множество примеров, когда решение тех или иных проблем зависит от различных обстоятельств и мнение официальных органов не играет решающей роли.

Разрывы. Еще неясно, должны ли полностью заглубленные здания иметь те же разрывы, что и обычные здания. Основные причины, вызывающие необходимость устройства разрывов, следующие: обеспечение пожарной безопасности, естественного освещения и вентиляции, создание эстетичной окружающей среды и условий для правильной эксплуатации окружающих конструкций.

Если участок невелик, владелец может стремиться к большим разрывам, чем они есть на самом деле. Для полностью заглубленного здания или его части три приведенные выше требования не имеют серьезного значения. Вопросы эксплуатации уже были рассмотрены при анализе требований стандартов МЖСиГР, которые отвечают всем необходимым условиям. Противопожарные требования предусматривают наличие не менее чем 1,5-метрового разрыва между стеной здания и границей участка; выполнение этого условия при строительстве зданий с железобетонными стеками не представляет труда. Возражать могут только местные землеустроительные органы. Возможность возникновения таких возражений легко установить уже на начальном этапе проектирования.

Унификация

Когда проектировщик разрабатывает одновременно проекты нескольких зданий, он может оговорить унификацию ряда элементов. Такое решение позволит лучше спроектировать открытый фасад здания и глухие стены. Большинство преимуществ заглубленных зданий становится наиболее очевидными, если используется максимальное число унифицированных элементов. Это создает большую гибкость в планировке и использовании пространства. Унификация регламентируется местной администрацией и поэтому не может быть распространена по всей стране. В начале проектирования следует уточнить возможность использования унифицированных элементов.

Влияние производства земляных работ на соседние сооружения

Большинство выемок для заглубленных зданий не превышает глубины заложения фундаментов обычных зданий и поэтому принятые решения не требуют какого-либо серьезного юридического обоснования. Однако иногда глубина выемки значительно больше обычной или же котлован расположен чрезвычайно близко к границе соседних владений. В этих случаях следует принять меры против возможного обрушения грунта в котлован или, еще хуже, обрушения соседних зданий.


Рис. 6.3. Санитарные разрывы 1 — дворик; 2 — используемая площадь; 3 — подземная часть здания; 4— надземная часть здания

Строительные нормы предусматривают применение мер по предотвращению возможных обрушений, кроме того, ряд нормативов учитывает решение этой проблемы. Например, существуют нормы, определяющие расстояние от насыпей и выемок до соседних владений (ЕСН, ч. 70). Они также определяют порядок уведомления владельцев соседних участков и регламентируют глубину заложения в зависимости от характера соседней застройки. Хотя в строительных нормах установлена ответственность владельца соседних участков за принятие мер по обеспечению устойчивости фундамента на глубину до 4 м, это не снимает ответственности с владельца строящегося сооружения за их устойчивость при разработке котлована под строительство. Но если владелец соседнего строения извещен о предстоящих работах и отказывается усиливать фундаменты, то в случае обрушения может не получить полную компенсацию. Те же положеййя относятся и к соседним домам, находящимся в аварийном состоянии. Рассмотрим такой пример: дом построен на плохо уплотненном основании. Сотрясение грунта, вызываемое движением автотранспорта при строительстве, вызывает дополнительное уплотнение основания. Конечно, вибрации от транспорта сами по себе не опасны для сооружения, но перемещение частиц грунта при его дальнейшем уплотнении может привести к нежелательным последствиям.

При проектировании сооружения, требующего значительных выемок грунта, например метрополитена, большое внимание уделяют укреплению соседних сооружений и предупреждению их разрушения или появлению каких-либо дефектов. Если такие работы не были выполнены, владелец соседнего сооружения может предъявить иск о возмещении ущерба.

Воздействие грунтовых вод

Эта проблема существует для любого типа зданий. Юридические аспекты могут возникнуть в том случае, когда отводимая с соседних участков вода направляется в обход участка строительства, что дает дополнительную выгоду для застройщика, либо направляется через участок, что вызывает необходимость устройства дренажа. В последнем случае следует избегать концентрированного отвода дождевых стоков, так как это может привести к затоплению здания или эрозии почвы во время сильных дождей.


Рис. 6.4. Особенности затенения: а —наземное здание; б — заглубленное здание (высота и расположение соседних строений неприемлемы)
1 — солнечный коллектор; 2 — солнечное освещение зимой; 3 — площадь, находящаяся в тени 

Права на использование солнечной энергии

Если согласиться с тем, что права на использование солнечной энергии необходимы, возникает вопрос, каким образом должен быть сформулирован закон, чтобы обеспечить право владельца земли на использование солнечной энергии и а то же время не ущемлялись права владельцев соседних участков?

Солнечные коллекторы (при использовании активной солнечной энергии) или окна (при использовании пассивной солнечной энергии) у заглубленных зданий расположены ниже, чем у обычных. Это обусловливает возникновение некоторых проблем в законодательстве, когда речь идет о небольших участках, для которых ограничения на расположение и габариты зданий, а также на высоту растений, должны быть более жесткими.

По крайней мере в двух штатах уже приняты законы об использовании солнечной энергии.

В штате Колорадо закон предусматривает те же правила устройства конструкций, использующих солнечную энергию, как и для других устройств. Эти правила не обязательно должны быть оформлены в виде закона, но будучи законом, они становятся более действенными.

В Миннесоте рассматривался закон о праве на использование солнечной энергии, но еще не принят из-за необходимости его доработки. Энергетическое агентство Миннесоты в настоящее время разрабатывает новый закон, который затем будет представлен на рассмотрение законодательных органов.

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НОРМЫ

Планировочные законодательства и планировочные нор мы представляют собой одобренные местной администрацией правила, определяющие тип, размеры и посадку зданий на данной территории. Их назначение заключается в первую очередь в том, чтоб избежать нерационального не пользования земли; например они запрещают размещав шумные производства на ти хой селитебной территории Планировочное законодатель ство, кроме того, рассматривает характер использования одиночных соседних строений.

Ряд небольших городов района Миннеаполис-Сен-Пол провели совместный анализ планировочных законодательств с целью возможного запрещения или строгого ограничения строительства заглубленных зданий. С точки зрения администрации, ответственной за планировочные решения; если здание отвечает требованиям строительных норм, то осложнений с планировкой возникнуть не может.

Было рассмотрено так называемое «Законодательство о цокольных помещениях», появление которого вызвано политикой в строительстве в послевоенные годы, когда из-за недостатка средств возводились лишь цокольные этажи зданий, а строительство основных помещений откладывалось на более позднее время.

Строительство многих домов велось в течение весьма длительного времени и такие недостроенные дома долго портили вид прилегающих территорий. Однако известен лишь один город Мейпл-Гроув, принявший законодательство в этой области, согласно которому запрещалось жить в подвальных помещениях (это требование согласуется с «Едиными строительными нормами»). Строительный инспектор города Гро-ув заявил, что действующее законодательство будет пересмотрено, исходя из последних достижений в области проектирования и строительства заглубленных зданий.

Большинство планировочных законодательств предусматривают некоторые ограничения относительно минимальной площади участка или минимальной площади этажа, а в некоторых случаях требуют от жилого здания обязательного наличия гаража. Например, законодательство города Элк-Ривер устанавливает минимальную площадь этажа для одноэтажного здания 70 м2; у двухэтажного здания площадь верхнего этажа (минимальная) должна быть 65 м2, а для нижнего этажа ограничений нет.

Применительно к заглубленным зданиям это положение трактуется следующим образом: для основного жилого этажа устанавливается минимальная площадь 65 м2, а для всех остальных помещений ограничений не существует.

В городе Форест-Лейк законодательство не вводит каких-либо ограничений на строительство заглубленных зданий, за исключением территорий, которые могут подвергнуться затоплению. Планировочное законодательство может определять размеры разрывов, для заглубленных зданий они могут быть уменьшены.