Строительные нормы

Строительные нормы регулируют стандарты проектирования н строительства индивидуальных зданий, включая стандарты на механическое, электрическое и насосное оборудование, а также стандарты только на возведение зданий. В тех случаях, когда эти нормы утверждены государственными или местными органами, они имеют силу закона.

Главным разработчиком стандартов является Министерство жилищного строительства и городского развития (МЖСиГР). Эти стандарты не имеют силы законов, но они служат основанием для выделения государственных ссуд на жилищное строительство и поэтому имеют весьма важное значение для финансирования жилищного строительства в настоящем или будущем, а также для возможной перепродажи построенных зданий.

Служба обеспечения безопасности труда и здравоохранения также разрабатывает нормативы, которые могут оказать влияние на процесс строительства здания. Они связаны с обеспечением безопасности производства работ и имеют силу закона.

Юридические аспекты рассматривают взаимосвязь окружающей среды со строительством. Они пересекаются со строительным и местным законодательствами, так как в этих законодательствах могут содержаться положения, входящие в противоречие с действующими законами.

Муниципальные законодательства не рассматривают технологию производства работ по возведению зданий, однако контролируют тип здания, размеры и местоположение его с целью предупреждения возможных осложнений с окружающей средой. Эти законодательства могут существенно различаться в противоположность строительным нормам, которые весьма схожи даже в самых разных частях страны.

Финансовые положения включают вопросы налогового обложения, аспекты страховой политики и финансирования строительства заглубленных зданий.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Строительные нормы могут применяться только в том случае, когда они утверждены соответствующими местными или государственными органами. Их влияние обычно распространяется на все города и большинство пригородных территорий. Строительное законодательство направлено главным образом на обеспечение безопасности, здоровья, общественного благосостояния и защиту имущества.

Имеется ряд национальных законодательств (см. библиографию), разработанных в такой форме, которая может быть одобрена властями штатов или местными органами. Например, в Миннесоте Единые строительные нормы (ЕСН) были одобрены с некоторыми изменениями и приняты как строительные нормы штата, а их действие распространено на всю территорию штата. Таким образом, сельские ' территории, которые раньше не были охвачены строительным законодательством, теперь автоматически попадают под влияние строительных норм штата. Поскольку в книге рассматривается строительство в Миннесоте, в дальнейшем будем ссылаться на положения Единых строительных норм, принятых штатом. Законодательные органы совместно выработали документ под названием «Нормы проектирования и строительства жилых зданий на одну и две семьи», который учитывает требования всех национальных норм. Основные положения, касающиеся строительства заглубленных жилых зданий, т. е. требования к освещению, устройству выходов из здания, почти идентичны требованиям ЕСН. Это означает, что приводимая здесь информация имеет более широкое применение, чем только на территории, где приняты ЕСН. Международная конференция строительных организаций (МКСО) издает не только ЕСН, но и другие нормы и руководства (см. библиографию) .

Обычно строительные нормы преследуют две цели:

1) определить условия эксплуатации сооружения, т. е. надежность и безопасность конструкций, обеспечение оптимальных условий проживания людей, обеспечение пожарной безопасности и т. д.;

2) создать такие условия для проектирования, чтобы принятые строительные решения могли удовлетворять изменяющимся условиям эксплуатации здания.

Инструктивные указания предназначены для того, чтобы облегчить взаимопонимание между заказчиком и строительной администрацией. Они обычно рассматривают вопросы выбора площадки, способов производства работ и имеют весьма продолжительный срок действия, поэтому автоматически позволяют увязывать принимаемые решения со строительными нормами. Это дает возможность подрядчику быть уверенным в том, что проектная документация позволит построить здание, отвечающее требованиям строительных норм, которое будет соответствовать своему назначению и условиям эксплуатации. Работа строительной администрации в этом случае также облегчена, потому что отпадает необходимость в дополнительной проверке принятых решений, если они соответствуют нормам.

К сожалению, различие между двумя критериями не всегда очевидно. Рассмотрим это положение применительно к заглубленным зданиям. Во-первых, общее требование, что каждая комната должна иметь необходимый уровень освещенности и вентиляции, в строительных нормах не находит конкретного выражения. Вместо этого в инструкции по проектированию указано, что каждая жилая комната должна иметь оконные проемы суммарной площадью не менее 0,1 площади пола (при этом допускаются небольшие отклонения). Такое положение приводит к большим несоответствиям в местных строительных законодательствах, так как они должны отвечать лишь самому общему требованию. Поэтому местным законодательным органам приходится рассматривать самые различные варианты, зачастую существенно отличающиеся от предписываемых нормативами, хотя возможны какие-то промежуточные решения. Принять решение, отличное от предписываемого нормами, можно только при условии, что эти отклонения будут санкционированы соответствующим ведомством, и эта процедура будет весьма сложна и достаточно длительна.

В качестве другого примера могут служить требования, предъявляемые к конструкции крыши. Раздел 3201 ЕСН устанавливает, что конструкция крыши должна отвечать требованиям, изложенным в этих нормах, или другим требованиям к данному элементу конструкции.

Обычно строительные нормы не учитывают особенности проектирования заглубленных зданий, поэтому для этих зданий решение крыши должно соответствовать разделу 106 «Дополнительные требования к материалам и методам, применяемым в строительстве». В этом разделе говорится: «Применение настоящих требований не ограничивает использование других материалов или методов, не предусмотренных этими требованиями; применение любых других решений поощряется». Соответствие прочности, эффективности, огнестойкости, долговечности и безопасности здания требованиям нормативов — на совести подрядчика. В этом случае применение каких-либо иных материалов не всегда должно подтверждаться законодательством; подрядчик может сам принять решение при условии его обоснования.

В качестве примера возьмем такой элемент заглубленного здания, как крыша. В этом случае строительный инспектор вправе требовать только проверки несущей способности крыши квалифицированным специалистом.

В течение длительного времени существовали разногласия между защитниками предписывающих и исполнительных норм. Предписывающие нормы не устанавливают жестких ограничений и больше подходят для обычных зданий, для которых число индивидуальных разработок сведено к минимуму. В других случаях эти стандарты могут оказаться неоправданно жесткими или вовсе непригодными. Они допускают лишь очень небольшие отступления от установленных параметров. В то лее время исполнительные стандарты определяют конечный результат, не ограничивая путей его достижения. Однако исполнительные стандарты требуют одобрения окончательного решения местными законодательными органами, но возможны случаи, когда эти решения окажутся вне сферы компетенции местных органов.

Положение, при котором местные органы могут принимать окончательное решение относительно проектных решений, позволяет несколько смягчить требования нормативов, но в то же время это вносит в проектирование элемент неопределенности. Местные органы, не принимающие участия в разработке проекта, в этом случае могут иметь больше оснований для отрицательного заключения, чем при применении предписывающих нормативов. Привлечение к работе квалифицированных архитекторов и инженеров может облегчить эту ситуацию. Такие специалисты могут представить местным органам квалифицированную информацию или необходимые данные, подтверждающие правильность принятых решений.