admin

Имитации и профанации сойдут за инновации

Сейчас в повестке - запуск программ массового строительства недорогого комфортного жилья, в том числе малоэтажного.

В. Путин, 2006 г.

Надо вытащить людей из трущоб!

В. Путин, 2010 г.

Жилищный вопрос, ставший проблемой в советское время, не разрешен до сих пор.

 

Число людей, способных приобретать жилье, несмотря на ипотеку, уменьшается. Цены растут, а качество жилья - нет. Строительная индустрия латает старые и покупает за рубежом устаревшие производства. Имея ощутимое конкурентное преимущество в виде ресурса научно-технических знаний, людей, идей, проектов и природных ресурсов, мы отстаем и проигрываем в части знаний и использования законов и механизмов рыночной экономики.

Опора на импорт – опасна. В Аргентине, Ирландии и других странах есть опыт модернизации за счет импорта технологий. Что он показывает? Как только они открыли границы, у них рухнула экономика, ибо не нашлось предприятий, способных конкурировать на мировом рынке. Напомню: сегодня Россия, скупая устаревшие технологии, тоже жаждет попасть в ВТО…

А если еще власть сосредоточит усилия на «супер-инновациях» только для того, чтобы заработать на их экспорте? Не только сгнившие Трумэн и Даллес запляшут от такого счастья.

Из Кремля все упорнее призывают за­канчивать с деиндустриализацией строительства и выходить на рельсы высо­котехнологического энергои капиталосберегающего строитель­ного производства. При этом «бразды правления» и контроля строительной отрасли фактически отданы на откуп самим строителям и их давно прикормленным лоббистам в структурах власти. Вряд ли это позволит достичь декларируемых целей.

Наш кризис

Надо признать: строительная отрасль в РФ всегда была заточена под экстенсив­ное развитие. Надолго застряв в ловушке периферийности, постоянной недоразвитости, будучи вне зоны наукоемкости, в 2008 году отрасль закономерно погрузилась в многослойный, многоуровневый кризис – «матрешку»: индустриальный, инфраструктурный, ин­новационный, технологический, интеллектуальный, креатив­но-концептуальный.

Удивительна, причудлива и противоречива реальность, наблюдаемая сегодня почти повсеместно (достаточно отъехать на сотню другую километров от МКАДа). Верхушка политической власти пытается в речах и на бумагах строить новое инновационное будущее, а «нижние администраторы ресурса», дорвавшись до «закромов», лихорадочно обогащаясь, лепят за копейки, на скорую руку «новое прошлое» (экстенсивно-инду­стриальное). И в стране получается полнейший хаос. Никто ведь ни разу не остановил лопату, кидающую горячий асфальт в яму с водой на промерзшей дороге. Выгоднее заставить лабораторию по ТВ «научно» обосновать сей «передовой» метод ремонта. И никто не вышел на край тротуара с плакатиком: «Зачем вы выкидываете наши деньги в кювет?» И каждый год, десятилетия подряд мы пожинаем плоды нашего молчания

Строительному комплексу страны важно и нужно движе­ние вперед, однако этого движения нет. Десятилетиями гнивший в теле страны сам по себе нарыв (он же строительный бизнес) не «прооперирован» надлежащим образом, и даже не «продезинфицирован». Нарыв за­консервировали еще под флагом инвестиционного роста и стабиль­ности, а с 01.01.2010 отправили заниматься самолечением -«саморегулироваться».

И виной здесь не только локальный корпоратизм, который тормозил и тормозит развитие инновационных/интеграционных процессов. Ресурсы экстенсивного роста, советский запас прочности экономики были бездумно исчерпаны. Наступил наш кризис, в котором российская экономика естественным образом завер­шила «фазу роста». Кризис обострил родовые пороки действующей модели строительного бизнеса; ибо он служил, прежде всего интересам крупных инвестиционных компаний, банков, руководителей строительных компаний и чиновников.

Развивается период обострения противоречий, рождается новая экономическая модель управления строительной отраслью, создающая новую точку бифуркации и изменяющая дальнейший ход развития. У большинства руководителей ощущение критичности, исчерпанности возможностей прежних формул и факторов успеха, а новые требуют, как минимум, знаний, опыта, осмысления.

Пока выгода опережает справедливость, а экономика движется впереди права, режим управления диспетчерский, фрагментальный, а не систем­ный и интеллектуальный. Обновление строительной отрасли как велось косметическими средствами, так и продолжается в силу слабости и краткосрочности ее ресурсной базы, одряхлевшего состояния производственного потенциала, низкой промышленно-технологической культуры, малости внутренних накоплений, отсутствия существенных льгот и стимулов при инвестировании в модернизацию основного капитала.

На поверку пока - полная неспособность элиты строительного комплекса эволюционировать по траектории интенсивного развития.

«Среднему классу» некуда расти

Сегодня большинство аналитиков сходятся во мнении, что современный мировой кризис нельзя считать финансовым кризи­сом. Это «кризис-пересменка»: сложившаяся в мире схема хозяйствования к 2008 году перестала удовлетворять про­изводителей, потребителей, работников. А финансо­вым он стал потому, что банкиры, финансисты и лица, имеющие доступ к денежным средствам страны, старались заработать на используемых ими уже десятилетия схемах «распиловки» средств, что привело к «ценовым» пузырям, ибо реальные потребности повсеместно не удовлетворялись.

Исчерпанность действующей экономической модели особенно очевидна в социальной сфере. Размер среднего класса, того слоя, который должен доми­нировать в развитой стране, который задает стандарты жизни, который стабилизирует политическую жизнь, перестал расти. По разным оценкам, его доля не превысила 20-25%. Оказалось, что «емкость для среднего класса» в нашей стране ограничена именно этим уровнем, дальше ему расти про­сто некуда. Нет надлежащих рабочих мест, современные секторы экономики не растут, наука мало востребована, нет качественного образования, пространство за пределами мегаполисов и крупных областных центров остается слабо раз­витым. Наша экономика может дать более или менее достойную жизнь только 30 миллионам человек, остальные — «лишние».

Мировой кризис, как это бывало уже много раз, обозначил рубеж, преодолеть который можно, только осваивая новое. Изменения технологические повлекут за собой изменения в социальной сфере и образе жизни большинства людей, под влиянием этих изменений осознается новый тренд развития и всего общества в целом.

Доступное жилье или мина замедленного действия?

Даже при непостижимом терпении основной массы народа к алчности российских строительных компаний, изначально нельзя было отождествлять термин «доступное» с понятием «дешевое». На деле российская «доступность» оказалась лишь способом умножения «переженившихся» с русской смекалкой устаревших технологий вкупе с некачественными строительными материалами на непрофессионализм строителей, инвесторов, покупателей, которая в результате дала сверхприбыли для первых и оставила весьма печальные последствия последним.

«Деревянный дом, деревянное домостроение, доступное жилье, канадская технология, американская технология, финская технология...» Чего только не придумали в России застройщики, чиновники и журналисты для охмурения (и прямого обмана) доверчивого потребителя, продвигая приобретенные «кусками» импортные технологии каркасно-панельного домостроения.

На деле покупателям продают дома, являющиеся из-за своего низкого качества фактически «минами замедленного действия». Лет через 15 (максимум), эти «мины» начнут «взрываться» по всей стране. Ибо технологии по производству таких домов не просто повсеместно нарушают, а мягко говоря, напрочь игнорируют даже основополагающие требования к производству и сборке деревянных конструкций! Обратите внимание, для сборки каркаса такого дома должен применяться особым образом обработанный и высушенный пиломатериал (стойки, брус и пр.), анодированный (реже оцинкованный) крепеж… Но на деле каркасы собирают из сырых досок, напиленных с «морскими волнами» работниками без квалификации, сколачивая нашими обычными «черными» гвоздями, которые ржаветь начинают на второй день. А дальше гвозди, вбитые в сырой каркас, попадают под постоянное воздействие влаги, ибо каркас должен быть дважды обернут ветровлагозащитной пленкой, и «блуждающая точка росы» в этом «полиэтиленовом мешке» уничтожает все, что не защищено должным образом… Из-за чего и обязательна вентиляция и воздушное отопление; постоянная смена воздушных потоков выводит избыток влаги. Нет смысла продолжать дальше. Про нарушения технологий каркасно-панельного домостроения в России можно написать книгу, т.к. российские ГОСТы к «канадским» технологиям не применимы, а рекомендации Национального исследовательского совета Канады вместе с немецкими DIN нам не указ. В итоге получаем… то, что получаем. Потому что «...если завод по сборке автомобилей БМВ привезти сюда и наладить производство с комплектующими от ВАЗа, получится что угодно, только не БМВ». (М. Лифшиц о каркасных домах).

Дискредитируем технологии…

Отдельная тема – рекуперация, вентиляция и воздушное отопление. Эти «три кита» лежат в основе каркасно-панельных технологий, создавая в быстровозводимых домах здоровый микроклимат, обеспечивающий их долговечную эксплуатацию и экономичное использование энергии. Эти три квалифицирующих признака определяют суть канадского дома. Всякими можно сделать дома: просторными, светлыми, безопасными, долговечными, «умными», но вот комфортабельными со здоровым микроклиматом и при этом энергоэффективными их делают именно рекуперация, вентиляция и воздушное отопление (особенно если используют минераловатные утеплители ограждающих конструкций).

Но только в РФ можно прочитать, что «для VIP покупателей в доме может быть установлена система автоматического поддержания влажности». Честное слово, за державу обидно. За 20 лет «повсеместного внедрения канадских технологий» никто даже не подумал сделать вентшкаф, в котором установлен смеситель, ионизатор, клапан кислородного обогащения и датчик с дозатором для поддержания заданной влажности постоянно вентилируемого воздуха во всех помещениях дома. Это на порядок проще, чем система жизнеобеспечения пилотируемого космического корабля «Восток» в 1962 году. И ионизатор воздуха еще Чижевский придумал. Но нет в Российской Федерации ни одного цеха по выпуску систем жизнеобеспечения для таких домов. Нет собственных рекуператоров бытовых, нет вентшкафов – смесителей, нет печей/котлов воздушного отопления, нет производства (и стандартов) конструкционных деревянных элементов для быстровозводимых зданий.

У нас вообще еще нет в полном смысле индустрии малоэтажного домостроения. На 50% все комплектующие завозятся из-за рубежа, а оставшиеся 50% делают без всяких технологий – «на коленке».

Таким образом, получается, что мы вот уже второе десятилетие всей российской мощью дискредитируем совершенно нормальные технологии. А надо бы их развивать и совершенствовать.

Строим или застраиваем?

Большинство тендеров на участки под застройку малоэтажными домами (для военнослужащих, переселенцев из ветхого жилья и т.п.) у нас выигрывают те «строительные» компании, которые предлагают быстро и по «доступной» цене застроить их быстровозводимыми, в т.ч. каркасно-панельными домами. Но кто-нибудь слышал, что у нас построили домостроительную фабрику? Я таковой не нашел.

Но был в одной компании на собеседовании. Им нужен был руководитель малоэтажного направления. Спрашиваю, у вас производство есть? Нет, отвечают. База строительная есть? Нет. У вас свои строители есть? Нет.

Нет ни молотка, ни стремянки, ни производства этих самых каркасов. Ничего нет! Но тендер, видимо, выиграли. Закон позволил. Задел вырвали, теперь надо найти «специалиста», который должен за 50% от стоимости построить что-то похожее на дом.

Представители компании пояснили, что иметь свое производство хорошо, но сегодня надо на него «заработать». И совсем неприемлемо брать кредиты, ибо нет залоговой базы (видимо, офис и даже ПК в аренде). Денег наскребли, чтобы стать членом СРО, но и их тоже надо отрабатывать.

Поэтому, сказали мне, раз ты специалист по каркасному домостроению, то принимай дела. У нас есть договор с пилорамой, где напилят досок на каркас. Потом наймешь джолдошей («джолдош» по-киргизски – «товарищ» - прим. авт.) со своими молотками и начнешь собирать дома. С фундаментом проблем нет – опалубку поставь, бетон купим… кто-то рядом будет с лопатами – закидают за деньги.

Мои возражения о качестве такого жилья собеседники с усмешкой отмели: «…Поверьте, А.П., эти вояки, наскитавшись по гарнизонам, ничего из того, о чем вы говорите, не увидят из-за радостных слез на глазах! Ведь им достался целый дом, и они, наконец-то, будут иметь свой угол! А дальше уже все проблемы становятся проблемами владельца».

…Таков подход к малоэтажному жилью для военных, или переселенцев из аварийного жилья, и т. п.: страхования нет, паспорта здания нет, никаких гарантий нет. Строители ушли и «умыли руки». Пытаться доказать что-либо кому-либо потом, когда всплывет разнообразный и серьезный брак (а он обязательно всплывет), будет уже абсолютно бесполезно.

Только Закон должен остановить буквально «вбетонированных» в «опалубку» территорий таких строителей и их покровителей во власти. Даже сегодня, объединяясь в саморегулируемые организации, большая часть строительной элиты думает, в первую очередь, о лоббировании своих меркантильных интересов.

Как показывает практика, по-прежнему никого не волнуют вопросы качества продукции. О «техническом паспорте» или его аналоге, о гарантийном талоне теперь не может быть и речи.

Но как важно для потенциальных покупателей индивидуального жилья не только обсуждать во всех СМИ вопросы качества и энергоэффективности, но и закрепить все основные требования к сдаваемому/продаваемому на первичном рынке дому (квартире) Законом. Закрепить обязательное страхование жилища. Надо начинать работать иначе!

Другой подход

В Канаде, США, ФРГ, Японии и многих других странах делают так. Проектировщики «нарисовали» дом по желанию заказчика, отдали спецификацию комплектовщикам, те закупили на заводах или у оптовиков (если нет своего производства) все необходимые материалы/расходные, и бригада сборщиков и отделочников на участке приступает к сборке дома. Затем на дом выдают технический паспорт, в котором приведены все технические характеристики дома, особенности установленного оборудования, в том числе агрегатов для обогрева, вентиляции. По этому паспорту производится страхование дома и имущества. В этот паспорт потом заносятся данные о проведенных регламентных работах, еженедельные данные счетчиков по расходу электроэнергии, газа. Паспорт обязателен при продаже дома или при сдаче его в аренду. Листаешь его и сразу видно, ухожен дом или нет, следили ли за ним его хозяева или жалели денег на профилактику вентиляции или электросистемы. К слову, по расходу энергии и газа можно судить, насколько энергоэффективен дом.

На основе технического паспорта делается гарантийный талон (страховая компания по нему страхует сей дом). Только после этого при приобретении жилья производится окончательный расчет, и счастливый покупатель может гарантировано жить в нем более 75 лет. Всем этим «малоэтажным» процессом и руководит один человек.

Нужен «большой прыжок»

Есть ли у России шанс совершить прыжок через десятилетия и войти в число цивилизационных и инновационных лидеров? Конечно, есть. Через соблюдение Закона, становление гражданского общества и развитие жилищного строительства. Для этого должны быть созданы фабрики для производства жилья будущего, где будут формироваться потребительские ожидания, где будет накапливаться практика проектирования и обучения, где станут «кристаллизоваться» рынок жилья и новая строительная индустрия.

«Жилье является отправной точкой человеческих достижений. Каждое утро человек просыпается обновленным и способным к свершениям, эффективность которых прямо зависит от условий, в которых человек отдыхал. Жилье было и будет всегда основным условием предпринимательской и политической культуры, основой культуры страны. Жилье может и должно стать первоосновой политики и практики строящейся российской цивилизации, опирающейся на богатейшие традиции и великие победы».

(Из аналитической работы «К Доктрине жизнеобустройства среднего класса России», подготовленной Экспертным Советом при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; работа была представлена на выездном заседании Общественной палаты РФ в июне 2008 г.).

Нам всем нужен успех – он изменит жизнь десятков миллионов людей, сделает ее современной и интересной.

Алексей Мацко

15.04.2010


Автор – о себе

В строительстве - с 1971 года. Окончив с отличием СГПТУ строителей в Ленинграде, получил свою первую строительную профессию - электромонтер строительных механизмов. Далее был техникум, академия, университет, карьерный рост от техника-технолога до генерального директора строительной компании.

Особо ценным опытом, после работы в ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой», считаю работу и учебу в канадских и американских домостроительных компаниях, где довелось познать все тонкости строительства быстровозводимых, энергоэффективных, сейсмостойких домов, изготовленных на фабриках по каркасно-панельно-рамочным технологиям. Тогда-то и появилась мечта – строить в России такие же современные дома, какие строят сегодня для людей в том мире…


Письмо автора на сайт:

Добрый день!

Меня зовут Алексей Петрович. Я строитель. Занимаюсь куполами (и быстровозводимой малоэтажкой) более 30  лет - Спецстрой моя "альма матер".

Уж очень много материала по строительству малоэтажному - дилетантами  подано. И про купола - как пишут о них союзники,
так и мы все переписываем - я давно написал (построил) из тех же инетовских "кирпичей" статью обзорную  про купола - с тайным умыслом быть востребованным каким нибудь "умным и богатым" - ибо ставить свои фото где я учился в США - нельзя. Там через раз  все патенты и патенты ... на каждый узел ...

Технология производства - сборки купольных домов (что из бетона, что из  дерева и его заменителей) по каркасно-панельной технологии - это таже самая  технология сборки/производства самолета по его сложности, расчетам,  ответственности по зазорам и т.д.

Спасет только широкая огласка - вдруг кому то еще потребуется (кроме ВВП и Ведмедя) технология  быстровозводимых энергоэффективных, сейсмостойких и реально доступных  индивидуальных домов.

Статья предоставлена для публикации на сайте www.apxu.ru автором. Связаться с автором - см. Контакты сайта.

  • Алексей Петрович во многом прав, но ведь можно индустриально делать те же клееные арки - балки (и их уже вовсю делают на современном производстве с пропиткой антипиренами и антисептиками в заводских условиях), а на стройплощадке собирать по картинкам, как мебель в квартире? Это возможно и я это могу доказать. Пишите VVP_lar@list.ru и поговорим конкретно. А то долго уже планируем.

    Гость Владимир