ГлавнаяАрхитектураДинастии Египта

Династии Египта

Автором первой истории Египта, охватывающей период правления 30 династий, был Манефон. Предпринятые в наши дни уточнения позволили выделить в его хронологической системе следующие этапы: протодинастический период (I–II династии) – 3000–2800 до н.э.; Древнее царство (III–VI династии) – 2880 – ок. 2250 до н.э.; первый переходный период (VII–X династии) – ок. 2250 – ок. 2050 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) – ок. 2050 – ок. 1700 до н.э.; второй переходный период (XIII–XVII династии) – ок. 1700 – ок. 1580 до н.э.; Новое царство (XVIII–XX династии) – ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.; период упадка (XXI–XXX династии) – 1070–332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.

Протодинастический период. Данные о протодинастическом периоде базируются на немногочисленных разрозненных памятниках и нескольких мелких предметах, содержащих надписи с именами царей. Никаких источников, содержащих подробные сведения о первых двух династиях, не сохранилось, а возможно, никогда и не существовало, поскольку письменность в то время носила крайне примитивный характер. Колоссальные гробницы царей в Накаде, Абидосе и Саккаре, а также обширные могильники в Хелуане, к востоку от Нила, напротив Мемфиса, свидетельствуют, что постройки возводились преимущественно из глиняных блоков и дерева с ограниченным применением камня для сооружения стен и полов и для изготовления культовых табличек. Камень использовался для изготовления украшений, предметов обихода, сосудов разнообразных типов – весьма различных по материалу, зачастую изысканно украшенных – и немногочисленных статуй.

Древнее царство. Эпоха Древнего царства ознаменована необычайно быстрым развитием архитектуры. Джосеру – первому фараону третьей династии (ок. 2780 до н.э.) – посчастливилось иметь при дворе первого известного в истории гениального архитектора – Имхотепа. Джосер положил начало эпохе пирамид, возведя в Саккаре гигантский погребальный памятник. Ступенчатую пирамиду окружали сооружения из известняка – дворы, алтари, хранилища, молельни. Эти постройки воспроизводили в камне деревянные, глиняные и тростниковые прототипы; возможно, образцом для них послужил царский дворец. Пирамида высотой в 58 м и сопутствующие постройки представляют древнейшие возведенные человеком каменные сооружения.

Полтора столетия разделяют пирамиды Джосера и Хуфу (по-гречески – Хеопса). В истории государства это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в сфере архитектуры продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида, построенная ок. 2650 до н.э. и предназначавшаяся для захоронения Хуфу. Великая пирамида – крупнейшее из сооружений, когда-либо возведенных человеком (высота –147 м, а весь комплекс занимает пространство в 5,3 га; ее колоссальные известняковые и гранитные блоки, некоторые из которых достигали в длину 6 м, а подогнаны были друг к другу на расстояние не толще волоса). Немногим уступают ей пирамиды преемников Хуфу – Хафре (Хефрена) и Менкауры (Микерина).

Члены царской семьи и знатные придворные имели собственные усыпальницы, расположенные рядами около пирамид правителей Древнего царства. В этих гробницах – их именуют мастабами – достигла своего расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся еще в додинастический период. Как и в пирамидах, статую усопшего часто помещали в такую гробницу в надежде увековечить его личность и обеспечить ему благосостояние в иной жизни.

В начале правления VI династии фараон Уни при сооружении своей пирамиды ввел новшество, вырезав на ее внутренних стенах многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с захоронением царя, а также с гарантиями продолжения его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии древнейшего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей этой династии, а также – с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями – в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода. Из-за скудости подробных источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства, которыми мы располагаем, немногочисленны.

Возможно, вплоть до IV династии царь был главным, если не единственным землевладельцем. Высшие придворные должности обычно занимали члены царской семьи. Для управления богатой и плодородной землей требовалась целая армия писарей и надсмотрщиков, что привело к формированию невероятно многочисленного и сложно устроенного аппарата чиновников. Наиболее важные должности стали практически наследственными, но на протяжении долгого времени они оставались под жестким царским контролем; некоторые должностные лица, не принадлежавшие к родне фараона, носили титул «сын царя» – исключительно благодаря своим государственным функциям. Они были связаны с царем, и от его благосклонности зависели их жизнь и смерть, ибо царь зачастую сам обеспечивал сооружение усыпальниц для своих фаворитов и жаловал средства для исполнения погребальных обрядов на их похоронах.

Для отправления приобретавшего все больший размах погребального культа фараонов и членов их семей, для частных лиц, получивших усыпальницу в знак царского благоволения, для государственных и городских храмов – для всего этого требовались средства. Требовались столь большие затраты, что это могло угрожать благосостоянию страны. Кроме того, бремя постоянно возрастало, так как цари начиная с IV династии время от времени освобождали храмовые хозяйства и некоторые другие учреждения от уплаты налогов.

Цари шестой династии во множестве строили храмы как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Кроме того, Пиопи I (ок. 2400–2375 до н.э.) предпринял активные военные действия на Синайском полуострове, в Палестине и Нубии, выше Первого Нильского порога. Пиопи II, сын Пиопи I, правивший на протяжении 94 лет, также организовал поход в глубь Нубии и направил торговые миссии через Красное море в страну Пунт. Поскольку в годы детства Пиопи II в стране существовал режим регентства, а на исходе жизни он был дряхл и немощен, то оказался не в состоянии противостоять процессам распада, подтачивавшим его царство, чрезмерная централизация власти и налоговый гнет, придавивший земледельцев, вызвали мятежные настроения в среде знати и всеобщее недовольство народных масс. Правители провинций, прежде бывшие верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. Они больше не строили своих усыпальниц рядом с пирамидами царей, чтобы разделить их участь в загробном мире, а предпочитали находить упокоение в гробницах, вырубленных в скалах близ своих собственных столиц.

Первый переходный период. В итоге после 500-летнего периода величия Древнее царство распалось. Неудивительно, что авторы времен Первого переходного периода много говорят о контрасте между «добрыми старыми временами» и нынешним днем, когда брат восстал на брата, страну наводнили разбойники, в область Дельты проникли чужеземцы, погребальные памятники осквернены, почитание богов забыто, достойные люди в большинстве голодают, а богатства оказались в руках черни. Согласно Манефону, VII династия включает 70 мемфисских правителей, царствовавших в общей сложности всего 70 дней! Однако нескольким царям IX и X династий, резиденция которых находилась в Гераклеополе, в 88 км южнее Мемфиса, в известной мере удалось восстановить порядок и стабильность. Один из них – Хети I – изгнал азиатских завоевателей, захвативших значительную часть Дельты; возобновил он и торговые сношения с Сирией. Тем не менее его власть не простиралась южнее Среднего Египта. Гераклеопольские цари-правители были заняты войнами с другими правителями Среднего и Верхнего Египта, а Хети I заручился поддержкой номарха (правителя нома) из Сиута в своих попытках одолеть восставших фиванских властителей, основавших XI династию, правление которой знаменует начало эпохи Среднего царства.

Время упадка, каковым явился Первый переходный период, оказалось благоприятным для творчества – при гераклеопольских правителях достигла наивысшего расцвета классическая древнеегипетская литература.

Среднее царство. Когда последние гераклеопольские цари столкнулись с фиванскими номархами, в качестве их союзника выступили правители соседнего с Фивами Копта. Богом фиванцев был Монту, почитавшийся в нескольких религиозных центрах этой провинции – в Гермонтисе, Тоде и Медамуте. Верховным богом Копта был Мин, древнейшее египетское антропоморфное божество, культ которого слился с почитанием Амона в Гермополе – городе, лежащем на полпути между Фивами и Дельтой, – и был перенесен в Карнак, храмовый комплекс фиванцев. Цари XI династии, носившие имена Антеф (Инйотеф) и Ментухотеп, отдавали предпочтение богу Монту, но верховным богом правителей XII династии, в отличие от своих предшественников сменивших имена на Аменемхет и Сесострис (Сенусерт), стал Амон.

При царях этих двух династий Фивы превратились в признанную религиозную столицу Среднего царства. Интефы и Ментухотепы разместили поблизости свою резиденцию, а царское кладбище было основано у подножия западных гор, напротив Карнака.

Вопрос о происхождении XII династии неясен. Ее основатель Аменемхет I (примерно 2080–1970 до н.э.) был, по-видимому, узурпатором: занимая пост главного министра при дворе последнего Ментухотепа, он захватил корону в отсутствие законного наследника. Хотя он правил в течение 30 лет, его положение на престоле было непрочным. На двадцатом году своего царствования он назначил соправителем своего сына. В конце концов, когда его сын отправился на войну, на царя в опочивальне напал убийца. Полагают, что перед смертью царь составил послание к сыну, в котором предупреждал его о грозящих государству опасностях и советовал не доверять приближенным.

Это чувство разочарования преобладало в обществе на протяжении всего периода правления династии. Яркое выражение оно нашло в статуях царей. Эти гигантские памятники представляют фараонов людьми, обремененными заботами о делах управления, их лица изборождены морщинами.

Столицей государства цари XII династии сделали Ит-тауи, расположенный в 29 км южнее Мемфиса, откуда им было удобнее руководить строительными и иными общественными работами, мероприятиями по восстановлению торговых связей Египта и его влияния в Палестине и Сирии, а также умиротворением обитавших в западной пустыне ливийцев – постоянного источника беспокойств. Происходило расширение Египетской державы и в южном направлении – была завоевана Нубия вплоть до второго нильского порога, а также основана и укреплена постоянная торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога.

Вероятно, высшим достижением царей этой династии явилось сооружение Аменемхетом III (ок. 1455–1419 до н.э.) гигантской оросительной системы. В Фаюмской впадине, близ царской резиденции Ит-тауи, была создана сложная сеть каналов, своим западным ответвлением – каналом Бар-Юсуф – соединенная с Нилом. Таким же способом Меридово озеро в Фаюме было превращено в резервуар для хранения воды, попадавшей туда при ежегодных разливах, а чтобы контролировать орошение полей, пересыхавших в продолжительные периоды спада уровня Нила, были возведены шлюзы. В несколько усовершенствованном и расширенном виде оросительная система Аменемхета используется и в наше время, спустя почти 4000 лет.

Второй переходный период. Как и в эпоху VI династии, Египет времен Среднего царства пришел в упадок из-за целого ряда слабых правителей. Имя последнего царя XII династии неизвестно, а следующая – тринадцатая – династия насчитывает свыше 50 царей. Их резиденция по-прежнему находилась в Ит-тауи, и они продолжали поклоняться фаюмскому богу-крокодилу. На то же время приходится череда быстро сменявших друг друга 72 правителей самостоятельной XIV династии, центром деятельности которой был Ксоис, расположенный в западной части Дельты. Именно в этот смутный период в Нижний Египет во все возрастающем количестве стали проникать азиатские племена. Семитские имена нескольких царей XIII династии свидетельствуют, что представители этих чужеземцев иногда даже попадали на трон.

Около 1725 до н.э. эти чужеземцы, которых египтяне называли Hyku Khoswet – «правители иных земель», что Манефон искаженно передал как «гиксосы», опустошили Дельту подобно саранче; через пятьдесят лет один из их вождей, в списке Манефона носящий имя Салитис, взошел на египетский трон, став основателем новой династии. Гиксосы навсегда сохранились в памяти египтян как безжалостные тираны и нечестивые разрушители. В действительности же они, по-видимому, почитали египетских богов и усвоили местные обычаи. Но они действительно были узурпаторами. В конечном итоге они захватили значительную часть Египта, за исключением района Фив, и добились союза с нубийскими вождями, сбросившими египетское иго.

Царей гиксосов обычно подразделяют на две династии – пятнадцатую и шестнадцатую. Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними происходила борьба за трон. Обе эти династии существовали в одно время и были современниками семнадцатой династии фиванских царей, которых они так и не сумели подчинить. Описаний своего завоевания Египта они не оставили, очень немногочисленны и памятники той эпохи. Однако тогда изготавливались бесчисленные скарабеи – вырезанные из камня жуки – с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений, подтверждающих их существование и распространение по долине Нила.

Около 1600 до н.э. Камес, последний царь XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Вопреки совету своих приближенных он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису – своему опорному укреплению на границе с Палестиной. Камес умер до окончания кампании; ему наследовал его брат Яхмос (ок. 1580–1559 до н.э.), которого считают основателем XVIII династии. После трехлетней осады он взял и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.

Новое царство. Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь еще одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира. Внук Яхмоса Тутмос I (ок. 1530 до н.э.) вскоре расширил пределы страны как на юг, так и на север. Он привел свое войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью.

Его внук – Тутмос III – был величайшим из всех египетских фараонов. Примерно в 1472 до н.э., после 25 лет вынужденной праздности в период, когда его тетка Хатшепсут узурпировала трон и правила Египтом, он стал предпринимать ежегодные походы в Азию и за семнадцать лет подчинил большинство своих восточных соседей. Он был не только великим военачальником, но и талантливым правителем, прекрасным охотником, собирателем природных редкостей, покровителем литературы и искусства. Его имя сохранялось в памяти на протяжении столетий и запечатлено на тысячах скарабеев той эпохи, как и более позднего времени. Он был невысок ростом (судя по его мумии), но обладал волевым лицом, редкими организаторскими способностями и талантом государственного деятеля.

Эпохой процветания и могущества было для Египта и 32-летнее правление Аменхотепа (Аменофиса) III (ок. 1417–1379 до н.э.), пожинавшего богатейшие плоды завоеваний Тутмоса III. Аменхотеп III считается одним из величайших строителей в истории Египта.

После его смерти трон занял его сын Аменхотеп IV. Этот странный фараон в своем необычайном религиозном фанатизме и реформаторском рвении сменил имя на Эхнатон (Ахенатон) в знак отрицания своей исконной связи с богом Амоном, на которую указывало имя Аменхотеп. Эхнатон упразднил почитание Амона и удалился в Амарну – новую столицу, построенную близ Гермополя, где, оставив государственные заботы, предался исключительно почитанию своего единственного истинного бога Атона, символом которого являлся солнечный диск и который никогда не имел никаких изобразительных воплощений. Могущественное жречество, связанное с культом Амона, было подавлено, храмы этого бога закрыты, и даже его изображения были стесаны или уничтожены.

Борьба с традиционной религией продолжалась около 20 лет, но завершилась со смертью Эхнатона. Пренебрежение им своими обязанностями правителя обернулось катастрофой для Египта. Мятежные вожди азиатских народов, насильно включенных в державу на Ниле, немедленно воспользовались отсутствием Эхнатона. Несколько преданных царю правителей обратились к нему с просьбой поддержать их борьбу с агрессивными соседями; но когда в ответ на их письма (сохранившиеся на табличках из Тель-эль-Амарны) последовало молчание, они прекратили безуспешные попытки. От азиатских владений, с таким трудом создававшихся предшественниками Эхнатона, осталось едва ли не одно воспоминание.

Туманные представления о блеске XVIII династии получили реальное подтверждение после открытия в 1922 гробницы Тутанхамона – зятя Эхнатона. После краткого правления (примерно в 1419–ок. 1400 до н.э.) этого красивого юноши трон на некоторое время перешел к людям низкого сословия и воинам. Затем при XIX династии, в правление Сети I (примерно 1337–1317 до н.э.) и Рамсеса (Рамзеса) II Великого (ок. 1304–1237 до н.э.), страна вновь обрела относительное величие, вернув часть своих прежних владений в Азии. Однако эта возрожденная «держава» была столь непрочной, что Рамзес II счел целесообразным подписать договор о мире с Хаттусилисом, царем могущественных хеттов, занявших принадлежавшее прежде египтянам место властителей Западной Азии.

За правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций каких-то неизвестных народов. Преемникам этого царя пришлось испытать вторжения ливийцев с запада, а Рамсес III (ок. 1194–1162 до н.э.), второй царь XII династии, столкнулся на севере и востоке с мощным союзом не родственных между собой племен-завоевателей – т.н. «народов моря», чьего натиска не выдержали даже могущественные хетты. Рамсес III успешно противостоял их полчищам, но его 32-летнее пребывание на престоле было омрачено войнами, восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи. С его смертью от руки убийцы, последовавшей ок. 1162 до н.э., славе Египта пришел конец. Правление XII династии завершилось в обстановке хаоса, при полном забвении законов и порядка; были разграблены даже священные места захоронений божественных царей, а их мумии были раздеты и разрублены на части.

Период упадка. Престол вновь достался военачальнику, Херихору, бывшему одновременно верховным жрецом Амона. При нем Египет стал теократическим государством, и важные общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывающий в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и Нижнего Египта. От рассыпавшейся державы отпала и Нубия, и нубийский царь правил в Напате (напротив современного Мероэ в Судане).

Ключевые позиции в аппарате управления постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам, часть из которых были вождями призванных властями наемных воинских отрядов, а часть – потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX и XX династий. Около 950 до н.э. один из них, чей род гордился тем, что жил в Гераклеополе на протяжении семи поколений, захватил трон в Бубастисе, в области Дельты, приняв имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу. Шешонк (Шишак) знаменит тем, что совершил поход в Палестину и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом Завете. Правление основанной Шешонком XXII династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка и неурядиц. Царская власть пыталась укрепить свое влияние союзом с религиозными институтами.

Наследник престола регулярно назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога.Тем временем набирало силу молодое Нубийское царство, и ок. 730 до н.э. его храбрый и даровитый царь Пианхи, следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами, вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом Гермополь и Мемфис и захватил трон. Эфиопская (XXV) династия пыталась править страной из Напаты, но позже представитель этой династии фараон Тахарка (ок. 689–664 до н.э.) был вынужден в течение нескольких лет руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии. В 671 до н.э. войско Тахарка было разбито ассирийским царем Асархаддоном, и представители эфиопской династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы племянника Тахарки, царя Танутамана, и разорил знаменитую столицу Египта – Фивы.

Эфиопы были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны из расположенного в Дельте Саиса. Нильский «сломанный тростник» получил короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При Псаметике I (греч. вариант – Псамметих) (ок. 663–610 до н.э.), правителе XXVI (саисской) династии, многие разоренные ассирийцами города были отстроены, и их доходы возобновились. Предпринимались попытки восстановить достопримечательности былых времен, в первую очередь сооружения эпохи пирамид. Но поскольку памятники тех правителей замечательны именно мастерством исполнения и совершенством отделки, их прежний дух был утрачен.

Теперь иноземных купцов поощряли основывать в области Дельты свои торговые поселения, и при Псамметихе II здесь был построен знаменитый греческий город Навкратис. Амасис, или Яхмос II (ок. 568–526 до н.э.), вслед за своим отцом проводил прогреческую политику, возможно, в надежде на поддержку перед лицом нарастающей угрозы с востока. С его смертью кризис достиг апогея, поскольку персы уже двигались на Египет. Его преемник Псамметих III (ок. 526–525 до н.э.) был разбит при Пелусии персидским царем Камбизом II, который захватил Египет вплоть до Нубии и провозгласил себя фараоном. Вскоре после этого царь Персии Дарий превратил страну в одну из сатрапий своей державы, и это означало конец существования независимого Египта. Несмотря на несколько восстаний, в ходе которых египтянам удавалось изгнать персов – в одном случае на целых 60 лет, – Египет оставался персидской провинцией вплоть до прихода в 332 до н.э. Александра Великого.