Мумии

Вероятно, самым известным искусством древних египтян является процедура мумификации – бальзамирования тела умершего. Примитивные мумии, обработанные специальными веществами и обернутые несколькими слоями тканей, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени первой династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. В это время внутренние органы человека стали извлекать, оставляя на месте только сердце, через разрез с левой стороны тела, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и смолой. Внешнюю оболочку пропитывали смолой, а на ее поверхности красками тщательно воспроизводили облик умершего. Тело укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе умершего отверстие стали извлекать мозг, а ткани пропитывали веществами, предохранявшими их от тления.

Своего наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину, чтобы придать останкам формы живого человека, и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, которому придавалась форма мертвого человека.

После завершения мумификации тело подвергалось магическому обряду, обычно именуемому «отверзанием уст». Под ритуальные формулы, в сопровождении курения ладана и возлияний умершему открывали глаза, рот и уши, чтобы он вновь мог видеть, говорить и слышать.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии. Так, сохранились тела и лица некоторых из наиболее известных фараонов – Тутанхамона (в его гробнице), Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каире).