Триада
Процесс «космологизации» мира и одновременно его регресса проходит через четыре стадии, последняя из которых открывается захватом власти тремя божественными братьями, отнимающими ее у отца (в Индии – матери), из чрева которого они вырываются, выламываются (Адити, Зерван, Кумарби, Крон).
Один из братьев (младший) становится верховным небесным богом – громовержцм. Так, победившие Крона Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой небо, море и подземный мир, оставив землю в совместном ведении. В ирландском эпосе существует устойчивое выражение «три бога Дану», как правило, это — сыновья богини Дану – Бриан, Иухар и Иухарба, иногда – Гоибниу, Лухте и Кредне, иногда – Луг, Дагда, Огма. В хеттской мифологии трое братьев — Бог Грозы, Тасмису-Гора и Аранцах (р. Тигр) вышли из черепа Кумарби, проломленного камнем. Скандинавский Один сотворил людей с помощью своих братьев Вилли и Ве. Согласно зороастрийской традиции, в последнем четвертом, еще не наступившем 3000-летнем «веку» власть перейдет к трем сыновьям Заратуштры: Ухшиат-Эрету, Ухшиаг-Нему и Астват-Эрету. Скорее всего, три брата русских сказок – тоже стертый образ трех божественных братьев.
Порой во главе пантеона стоят три божества, не являющиеся братьями, что, вероятно, следует рассматривать как результат искажения первоначального сюжета. Так, божественную троицу римлян составляют Юпитер, Марс и Квирин. При наличии братьев, отошедших на задний план, Один в дальнейшем почитался в окружении Тора (своего сына) и Фрейра (бывшего врага – вана), с которыми имел в Упсале один храм. В центре поклонения индуистов стоят Брахма, Шива и Вишну, а ведическая троица предстает в форме Митры-Варуны, Индры и двух Насатьев (на причинах двоичности первого и третьего членов ведической Триады мы останавливаться не будем, они подробно рассмотрены Ж. Демюзилем в книге «Верховные боги индоевропейцев». М., 1986.).
В этой книге французский ученый сформуировал и положение о том, что общеиндоевропейская идеология базировалась на трех фундаментальных принципах, носителями которых являлись три основных сословия в индоевропейских обществах. Это — поддержание космического и юридического порядка (сословие жрецов), физическая защита социума (сословие воинов) и обеспечение материального благополучия (сословие земледельцев и пастухов). Эта гипотеза, помимо широкоизвестных примеров (кастовое деление индоарийского общества на брахманов, кшатриев и вайши и др.), подтверждается, в частности, и тем, что Платон представлял население своего идеального государства в виде совокупности трех сословий свободных граждан: правителей-ученых, воинов и ремесленников. Это, по его мнению, соответствовало общему строению Космоса: высший мир прообразов, душа мира и телесный мир вещей.(22)
Добавим, что сама троичная организация времени (прошлое – настоящее — будущее), космоса (подземный мир – земля — небо) и, как говорилось выше, общества требовала троичной же иерофании. Таким образом, идея божественнй троицы была призвана воплотить идею целостности и завершенности космической экзистенции. В философии Аристотеля «…«целое» и «все» определяется через число три: начало, середина и конец составляют число целого и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы, так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях».(23) На сходных позициях стояли пифагорейцы и Плотин.