Храмовое зодчество А. В. Щусева

Работы Алексея Викторовича Щусева - одного из крупнейших мастеров отечественной архитектуры первой половины XX в. - широко известны, знамениты на весь мир. Но исключительное положение Щусева как автора главного архитектурного сооружения СССР Мавзолея В.И.Ленина неизбежно требовало от исследователей основное внимание уделить советскому периоду творчества. Храмовое же зодчество, до 1917 года, доставившее ему репутацию одного из лидеров неорусского стиля, ВПЕРВЫЕ стало предметом специального исследования.

В книге впервые рассматриваются не только наиболее известные, бесспорные шедевры храмовой архитектуры А.В.Щусева, но и весь обширный графический и натурный материал, а также ввсе его неосуществленные проекты, что в целом позволяет судить о том, как развивался взгляд Щусева на древнерусское зодчество и как складывались те приемы стилизации древнерусских форм, которые были связаны со стилистикой модерна.

Книга рассчитана на архитекторов, историков, культурологов и всех, кто интересуется вопросами русской культуры.

Автор: Д. В. Кейпен-Вардиц

Языки: Русский

Издательство: Совпадение

ISBN 978-5-903060-88-7; 2013 г.

Алексе́й Ви́кторович Щу́сев (26 сентября (8 октября) 1873, Кишинёв — 24 мая 1949, Москва) — русский и советский архитектор.

Архитектурному образу придаётся подчёркнутая живописность.

Для этого используются различные приёмы: асимметричная форма плана; лёгкая асимметрия фасадов (разная ширина или количество прясел) при подчёркнутом акцентировании центральной оси входа деталями и цветом, квазиорганическое слияние объёмов и форм, неравномерное расположение окон разной формы и размеров, декоративных вставок; введение дополнительных ломаных линий на фасаде и в силуэте (переломы кровель, внешние многомаршевые лестницы, переходы).

В обращении Щусева к неорусскому стилю и последующем расцвете творчества мастера не последнюю роль сыграла длительная работа над проектом храма св. Сергия Радонежского в 1902-1912 гг.