admin

Контемпорари

Контемпорари (от англ. contemporary – современный), как понятие стиля интерьера относят ко всему новому в сегодняшнем дизайне, что не вписывается в жесткое определение хай-тека или минимализма.

Характеристика стиля Контемпорари

Контемпорари - стиль интерьера, в котором трудно распознать ту или иную стилистику.

Интерьеры в стиле контемпорари нельзя отнести и к традиционным стилям, цитирующим исторические эпохи, но при этом они соответствуют современным требованиям комфорта, простоты, функциональности и доступности. Итальянцы называют его «модерно» за приверженность к новым идеям и технологиям.

Контемпорари – стиль массовый и доступный. Он подойдет всем, кто предпочитает простоту, удобство, практичность и любит менять обстановку полностью или частично каждые 57 лет. Он близок и понятен большинству, достаточно прост в исполнении. Основной принцип контемпорари – удобство, простота, функциональность и доступность.

Своеобразие Контемпорари в том, что он, как правило, проявлялся в интерьере спонтанно, а не в результате продуманной дизайнерской идеи. Отсюда его эклектичность и «живучесть».

Основные черты стиля Контемпорари:

  • удобство, простота, функциональность и доступность;
  • легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера;
  • пропорциональные линии, элементы различных этнических и классических форм;
  • встроенные шкафы, разнообразные стелажи и полки, мебель массового производства.

 

История стиля

Все началось после Второй мировой войны, на основе скандинавского стиля с идеей массового производства мебели и предметов обихода по доступным ценам и приемлемого качества, когда появился символ эпохи – пресловутая мебельная стенка в гостиной.

Появлению стиля «контемпорари» предшествовали идеи конструктивистов В. Кандинского, К. Малевича, а также идеи Баухауз В. Гропиуса и Л. Мс ван дер Роэ. Они стремились предложить людям мебель высокого качества, и в то же время доступную, очень продуманную в техническом отношении и одновременно элегантную. Идеологи Баухауз стремились к осуществлению синтеза всех искусств в поиске новых форм. Им это настолько удалось, что предметы интерьера, разработанные чуть ли не сто лет назад, сегодня выглядят современно и актуально.

Однако тенденции начала прошлого века не смогли отменить грусть по прошлому: доброму и размеренному времени, традиционных представлениях о красоте, стремлениях к уюту, мечтах о доме – «тихой гавани». И, как только прошла первая эйфория новизны, как только затянулись раны социальных потрясений, человечество вновь обратилось к стилям прошлого. Вспомнились уравновешенный классицизм, торжественный ампир, нарядные барокко и рококо, затейливый модернизм, уютный кантри, экзотичный колониальный стиль…

Люди с достатком, как правило, пытались воссоздать атмосферу респектабельности за счет педантичного соблюдения традиционных канонов. Но массы переосмысливали их на новом уровне и адаптировали к современному образу жизни. Дух полюбившейся эпохи воссоздавался в современных интерьерах за счет выразительных деталей и элементов декора. Это смягчало безжизненность функционализма, стерильность минимализма, индустриальность хай-тека. Жилища становились как-то теплее, душевнее и традиционнее. Так родился «стиль стилизаций» – contemporary-styled.

С середины XX века интерьеры в стиле «контемпорари» (кстати, этим термином дизайнеры обозначают любой стиль, лишенный очевидной принадлежности к прошлым историческим эпохам, но напоминающий о них) широко распространились во всем мире и, похоже, не исчезнут, не устареют еще очень и очень долго.

Хотя стиль «контемпорари» многолик и разнообразен, он оказался подвержен эволюционным изменениям. И, кстати, основные черты, присущие ему в то или иное десятилетие, вызывают сегодня своей специфической выразительностью интерес дизайнеров интерьера.

Так, например, «контемпорари» 50-х годов XX века во всем мире был под влиянием минимализма. В квартирах было мало вещей, да и те были легкими, очень непритязательными по силуэту. Правда, при этом мебель была достаточно яркой: в сочных и свежих тонах. В советских интерьерах в этот период сложилась прямо противоположная ситуация. У нас в стране в послевоенные годы утвердился «сталинский ампир», который как бы компенсировал годы лишений своеобразной строгой роскошью. В это время были построены дома с просторными квартирами и высокими потолками, украшенными лепниной. Люди с удовольствием украшали «хоромы» массивной мебелью из натуральной древесины, тяжелыми и сложными драпировками из шелка, хрустальными люстрами, коврами, бронзой, зеркалами.

В 60-е годы советский интерьер шел по западному пути. В моде была невысокая корпусная мебель на тонких ножках, рожковые люстры и бра, характерные чувственные очертания мягкой мебели. Все это было низеньким, компактным и уютным. Самое дорогое и стильное украшение интерьера – дефицитные книги и редко встречающаяся роскошь – коллекция виниловых джазовых пластинок.

В 70-е годы на Западе в моду вошел поп-арт с его насмешкой над массовой культурой. В советском интерьере больших изменений не произошло, разве что достать новую мебель стало сложнее, поэтому квартиры наполнялись по принципу «что удалось достать» и становились все более эклектичными.

Особенности

Мода на 60-е вернулась и теперь в магазинах легко можно найти привычные образцы мебели, пересмотренные и адаптированные под требования сегодняшней жизни. Это легкие этажерки, кушетки, стенки, встроенные шкафы и стеллажи, пуфы, спальные гарнитуры и пр. Огромные супермаркеты имеют такой ассортимент товаров, что предоставляется возможность купить практически всю обстановку жилища «под ключ», не покидая магазина.

В ущерб декору такой стиль добивается легкости и элегантности за счет пропорционально выверенных лаконичных линий, при этом в нем можно найти элементы различных этнических и классических форм.

Один из принципов «контемпорари» – массовое производство предметов интерьера. Не удивительно, что чаще всего мебель этого стиля изготовлена из МДФ, недорогой древесины, белого металла и стекла, цветного пластика. Со времен Баухауса не теряет актуальности требование высокого качества изделий, так что все эти «скромные» материалы должны быть тщательно обработаны, чтобы мебель была надежной, долговечной и экологически безопасной.

Чтобы мебель получалась удобной, недорогой и эстетичной, производители придают ей безыскусные формы. Привлекательность достигается не за счет обильного декора или фактурной выразительности материала, а за счет элегантных очертаний – округлых и обтекаемых.

Кстати, по этой же причине мебель «контемпорари» редко бывает украшена сложным орнаментом (разве что, его удобно «штамповать» на машине). Зато в ней часто присутствуют цветовые акценты, например, блеск металла и насыщенные простые цвета: черный, белый, красный, желтый, синий. Вообще, вещи в стиле «контемпорари» должны иметь «нейтральный» облик, чтобы не казаться «шикарными» или «дешевыми», «старинными» или «слишком новыми».

Функциональность обстановки объясняется, прежде всего, необходимостью разместить ее в ограниченном пространстве городской типовой квартиры. Так появились «трансформеры» и «модули» стандартных размеров и геометрии, оптимизирующие пространство. Традиционное ложе уступило место раскладывающемуся дивану или креслу-кровати. Стулья легко ставятся один на другой, как детская игрушка-пирамидка: гости разошлись, и легкая конструкция перемещается в кладовку, чтобы не занимать место. Книжный шкаф в одной из своих секций скрывает откидной или выдвижной письменный стол. Этажерка для книг и цветов легко превращается в мобильную перегородку… И это далеко не полный перечень возможностей мебели в стиле «контемпорари».

Обязательный элемент интерьера этого стиля – системы хранения вещей, ведь в условиях ограниченного пространства бывает очень трудно разместить весь тот скарб, с которым человек идет по жизни. Так что не обойтись без скрытых и открытых ящиков, полочек, стеллажей и, конечно, без мебельной стенки – мечты любого нормального советского человека. Закрытые ящики, как правило, предназначены для хранения «полезных» вещей, которые не принято выставлять напоказ. Зато открытые предназначены для дорогих сердцу «сокровищ»: книг, сувениров, фотографий, безделушек. И в этом мы видим еще одно свидетельство того, что аскетичные ультрасовременные направления дизайна противоречат природе человека. Человек – не «перекати-поле»: ему нужна почва и корни, то есть «памятки» и символы прошлого. Стиль «контемпорари» тем и хорош, что позволяет каждому создать и продемонстрировать в интерьере свою частную историю.

Положительные черты стиля контемпорари – легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера, возможность трансформаций и интеграции мебели в уже существующую планировку. Недостатки – некоторая холодность, однообразность и безликость. Кажущаяся «безликость» предметов интерьера в стиле «контемпорари» позволяет максимально проявить индивидуальность хозяина дома. В отличие от «классики», в которой мебель «солировала» на фоне стен, пола и аксессуаров, обстановка contemporary-styled сама по себе является нейтральной основой для воплощения декораторских фантазий. Текстильные аксессуары, яркие детали, коллекции картин и скульптур, необычные светильники, отделочные материалы – все это открывает простор для самых причудливых стилизаций. Так, например, стены, оклеенные обоями в вертикальную полоску, и несколько «античных» ваз и светильников воссоздадут дух классицизма. Растительный узор на обоях и шторах, кисти и драпировки заставят вспомнить о барокко. Однотонные стены, украшенные пейзажами, небрежные складки пледов и портьер, множество уютных уголков и безделушек придадут интерьеру романтический характер. Несмотря на вполне современную мебель, такие интерьеры смотрятся по-настоящему «классично».

Колористическое решение: особых требований к цветовой гамме нет. Существует несколько вариантов в выборе цвета на основе светлых стен и потолков – мебель приглушенных цветов (коричневая, графитно-серая, темно-синяя) с яркими акцентами ваз, ковров и статуэток; или изначально яркая мебель насыщенных цветов (желтая, красная, зеленая), создающая легкое позитивное настроение.

Спальня в стиле контемпорари. Постельные принадлежности для сна выполняются из тканей-компаньонов. Например, верх пододеяльника и наволочек – серая полоска на белом фоне, низ – белая полоска на сером фоне. Платяной шкаф во всю стену со стеклянными фасадами насыщенно красного, зеленого цвета или просто матовое стекло, длинноворсовый ковер с выстриженным узором в тон интерьера.

Детская в современном стиле. Готовый комплект мебели яркий, «игрушечный», включающий в себя кроватку, шкафчики, рабочее место. «Фишка» интерьера детской – пластиковые наклейки различных сюжетов на стены и текстильные сумки-полочки для хранения игрушек и вещей.

Гостиная в стиле контемпорари. Модульная стенка для телевизора, видеои музыкальной техники, с местом для хранения дисков, этажерка для журналов и книг, мягкая мебель в чехлах насыщенного цвета с огромным количеством декоративных квадратных подушек.

Акценты современного стиля контемпорари. Этот стиль рассчитан на то, что вы сами наполните дом милыми сердцу декоративными вещицами. Вазы с цветами, картины и фотографии в рамах на стенах и на полках, пледы, цветы в разноцветных горшках, сувениры, привезенные из путешествий, ящички и деревянные сундучки – все прекрасно впишется в интерьер и наполнит его теплом и уютом.

Для создания стиля контемпорари используются разнообразные отделочные материалы, но при этом преобладают искусственные. В качестве напольного покрытия чаще всего выбирают ламинат, предпочтительно светлых оттенков. В мебели и декоре присутствуют стекло и хромированный металл.

Сам по себе стиль контемпорари не исключает присутствия элементов других стилей, напротив, этот стиль при необходимости может служить нейтральным фоном для новых интерпретаций других стилистик – этно, классики, ретро. Мебель массового производства легко трансформируется, что позволяет легко менять интерьер.

Одна из важных тенденций стиля «контемпорари» – объединение пространства (хотя для советских интерьеров это не было характерно). Желание людей получить на ограниченной площади максимальный простор выражается в принципах открытой планировки и визуальных приемов зонирования.

В качестве «границ» между разными функциональными территориями используются модульные конструкции, мебель, ширмы и занавески, изменение уровня или покрытия пола, высоты потолка и тому подобных элементов. При этом из каждой конструкции извлекается максимальная польза. Одна из трудностей для дизайнера, работающего с этим стилем – необходимость скрупулезно рассчитывать пространство, чтобы точно подогнать каждый предмет интерьера на место, отведенное ему судьбой. Здесь все продумано и взвешено, что роднит стиль «контемпорари» с античными представлениями о гармонии пространства.

Предельная функциональность требует учитывать образ жизни и персональные особенности обитателей данного помещения. Именно поэтому интерьеры contemporary-styled всегда неповторимы. В этом и состоит парадокс «контемпорари»: на основе стандартных, самых обычных вещей создается оригинальная среда, выражающая неповторимость человека. Стиль дает дизайнеру такую же свободу, какую дает ребенку игрушка-конструктор: вроде бы все детали одинаковые, а возможных комбинаций – не перечесть.

Основным полигоном для применения стиля контемпорари кроме малогабаритных квартир стали офисные помещения. Они располагают к себе аккуратностью, строгостью, кажущейся исполнительностью, одновременно не отталкивая ни любителей классики, ни приверженцев стиля хай-тек. С точки зрения эргономичности и удобства рабочего места – этот стиль просто идеален, а огромное количество мобильных конструкций и модульных элементов позволяет любому сотруднику выразить свою индивидуальность при организации рабочего места. Цветовая гамма офиса «контемпорари» нейтральная, преимущественно пастельных тонов. Яркими пятнами могут стать картины на стенах или же элементы фирменного логотипа.

Контемпорари  характеризует наиболее демократичный стиль, который соответствует современной жизни.

Интерьеры в стиле контемпорари нельзя отнести и к традиционным стилям, цитирующим исторические эпохи, но при этом они соответствуют современным требованиям комфорта, простоты, функциональности и доступности.

Этот стиль идеально подходит для небольших современных квартир поскольку легко трансформируется и подстраивается.