Проектирование из самана

Внимание! Вот здесь информация о Сергее Анатольевиче (Украина) - профессиональное саманное строительство!

 Ниже - это публикуется глава из книги «Дом из самана. Философия и практика». Янто Эванс, Майкл Дж. Смит, Линда Смайли. «Рiдна земля», 2004. –348 стр.

Книга у нас есть, досталась в подарок от знакомых году примерно в 2005, сейчас где её купить (2009-2010 год) - уже не знаю.


Природа начинает с генетического образца... потом, она создаёт бесконечное разнообразие, откликаясь на каждый нюанс окружения.

Строительство из самана не требует профессиональных навыков строителя, а дизайн домов из самана не требует привлечения профессионального дизайнера.

Что Вам необходимо — так это здравый смысл, вдохновение и понимание того, что могут сделать Ваши материалы и методики.

Вы можете спроектировать замечательный дом, даже не ступив ногой в архитектурную школу.

Особые свойства самана требуют особого подхода при проектировании.

Мы объясним, как уникальные свойства самана могут дать Вам свободу в сотворении дома своей мечты, и почему самые современные здания не могут предоставить такой возможности.

Также, мы Вам расскажем, для Вашего развлечения, обучения и вдохновения, историю того, как мы разработали и построили Дом Сердца — коттедж, где мы с Линдой живём среди тропических лесов Орегона.

 

Политика коробок

В 1960-х годах я провёл семь лет в школе дизайна, а в 1970-х — ещё шесть лет, в качестве профессора в школе архитектуры.

Я изучал архитектуру, а потом, преподавал её. Знание чего-либо о строительстве (и о преподавании тоже) не было необходимым требованием для преподавания.

Пузырьковые диаграммы используются архитекторами для исследования связей строительных элементов на планах. Но зачем отбрасывать круглые формы в угоду квадратным?

Справа на фото - Дом Сердца ( о нём  есть отдельная статья у нас на сайте).

В архитектурных школах меня всегда восхищал один аспект — Диаграмма Пузырьков.

Теория следующая: Вы, в общих чертах, представляете пространства, которые Вы хотите в доме, затем, рисуете набор пузырьков, различными диаметрами представляя те самые пространства.

Пузырьки можно передвигать, поэтому, их можно вырезать и покрутить в разных конфигурациях, пока не найдёте самый удобный вариант.

Затем, Вы склеиваете их вместе и превращаете в план. Этот процесс немного напоминает картинку вверху.

Но, видите ли Вы логический скачок?

Если фигуры 1 и 2 приблизительно отображают формы пространств, которые люди хотят и которые им действительно необходимы, почему у нас, в итоге, получается фигура 4?

Нам говорят, что пузырьки должны быть преобразованы в коробки — «прямоугольные комнаты, для удобства».

Чьего удобства? Точно не пользователей.

Кто может удобно жить в наборе строгих квадратных комнат? В то время, как пузырьковая диаграмма выглядела такой уютной и комфортной в том виде, в каком её создали.

Может, это удобно для строительной промышленности?

Создаётся впечатление, что большинство архитекторов, инженеров, банкиров, разработчиков, программистов и местных чиновников являются частью гигантского негласного заговора, цель которого — наполнение карманов друг друга, за счёт домовладельцев и нашей тяжёлой действительности.

Система работает для них наилучшим образом, если мы покупаем их прямолинейные, обработанные промышленным образом строительные компоненты.

Форма и размеры наших зданий контролируются стандартизированными размерами, модульными размерностями и Декартовой геометрией строительных материалов, использование которых навязывается армией инспекторов, разработчиков норм и правил, архитекторов, инженеров и официальных лиц, чьей функцией является продолжение вращения колёс этой индустрии, что ускоряет превращение ценных не возобновляемых ресурсов в отходы.

Когда материалы проектируют дом

Я могу честно сказать, что в нашем саманном коттедже я каждое утро просыпаюсь с мыслью, «Как замечательно здесь находиться, как мне повезло, какое вдохновение самому создавать большую часть моей короткой жизни!»

Я никогда не стараюсь просто прожить день. День для меня — недостаточно длинный, настолько хорошо меня подпитывает моё окружение.

Вначале я был настолько заносчив, что вообразил, будто это я каким-то образом создал это волшебство, потому что я спроектировал здание, но вскоре, мне стало ясно, что это материалы несут в себе волшебство и что их соединение создаёт священный союз.

К моему крайнему стыду, натуральные здания, которые я помог обустроить, прекрасны прямо пропорционально тому, насколько мало я делал, и, практически в каждом случае, промышленно изготовленные материалы, которые я привносил, меняли ощущение от здания не в лучшую сторону.

Навыки в экологической архитектуре могут измеряться талантом в использовании материалов, по возможности, в самом натуральном виде и умением поощрять «не обученных» клиентов создавать дизайн самим.

Натуральные материалы диктуют свои собственные формы, цвета и текстуры, независимо от того, кто является архитектором или строителем.

Сейчас я могу с уверенностью заявить, что любой может построить из самана и создать произведение искусства.

Трудно этого не сделать. Линда-Мари Луна (коллега и строитель из штата Колорадо) говорит, «Нужно очень потрудиться и потратить много денег, чтобы сделать здания уродливыми».

Рассмотрите целостность расщеплённого дерева, расколотого вдоль волокон. Напротив, в распиленном дереве концы волокон разрезаны и обнажены.

Крошечные сосуды, по которым жидкость поступала вверх по стволу, теперь открыты для бактерий, грибков и насекомых, которые могут теперь вторгнуться и ослабить древесину.

Мелкая монета

Изготовленные промышленным способом строительные материалы навязывают геометрические и пространственные ограничения.

Сам процесс изготовления строительных материалов на станках создаёт предсказуемо стандартные строительные единицы, основанные на «Международном Строительном Модуле», который составляет 10 миллиметров (около 4 дюймов).

В результате, мы имеем 8-футовые брусья, 2x4 дюйма в сечении, стандартный бетонный блок 16"x8"x8", листы фанеры 4x8 футов, и т.д.

Большинство компонентов можно порезать или поломать, но такие действия создают отходы и занимают время.

В результате, ради простоты, получается модульная архитектура безжизненной одинаковости.

Это — то же самое, если бы для удобства банков. все монеты и банкноты номиналом меньше $50 были изъяты из обращения, чтобы всё, что мы покупаем, было в стандартных единицах $50 или $100.

Саман похож на мелкую монету. Он поощряет мелкие детали и медленные сделки, но гибкость в его использовании поощряет нас идеально подгонять каждое здание под нужды жильца так, как это трудно или даже невозможно сделать практически с любыми другими материалами.

Таким образом, этот материал — более демократичен.

Строя постепенно, порциями, помещающимися в ладонях, практически любой человек может создать уникально подходящий для него дом.

Природная геометрия самана

У самана есть некоторые характеристики, которые значительно отличают его от любых других строительных материалов или методик.

В основном, его уникальный потенциал обеспечивается, благодаря пластичности — имеется в виду его способность с лёгкостью играть много ролей, благодаря неоднородности структуры и текучести формы. И свободе выражения, которые возможны, благодаря этим свойствам.

Из самана можно лепить абсолютно разные формы зданий. В архитектурном и эстетическом планах, само по себе, было бы ценно иметь возможность создания причудливых структур криволинейных и неправильных форм.

Но, говоря только об эстетике, мы уменьшаем более фундаментальную заслугу — возможность строить здания, которые бы хорошо подходили элегантно криволинейным движениям людей и экологически адаптировались в мире, в котором мы живём.

Какие виды форм предлагает нам саман?

Толщину, прочность, конусообразность, барельеф, пластичность, моделирование, целостную монолитную связность, арки, своды, закруглённые углы и мягкие изгибы, соединённые более резкими изгибами.

Это — основная геометрия самана.

Скульптурная свобода, данная саманом, освобождает Вас от тирании строительных коробок.

Нет необходимости вписываться в глупую модулярную сетку, продиктованную всеми материалами с размером, кратным 2 футам.

Легко создавать натуральные здания в точности тех размеров и форм, какие необходимы для работы.

Кому нужно, чтобы все двери в доме были чётко 32x80 дюймов, зная, что все они используются в разных целях?

Неужели для спальной комнаты, где Вы, в основном, находитесь в пассивном горизонтальном положении, нужен восьмифутовый потолок, как в месте, где Вы готовите, находитесь стоя и бываете активны?

На самом деле, Вы себя лучше чувствуете, если потолок — ровный и плоский или, если он куполообразный или слегка наклонной формы?

Хотите ли Вы, чтобы каждая стена была вертикальной или прямой?

Заметьте разницу, когда в комнате есть эркер, выступающий наружу. Комната, кажется больше и имеет дополнительное пространство.

Добавляя эркер, Вы добавляете комнате ещё одно место, практически без дополнительных затрат на материалы, содержание, отопление или налоги.

А теперь, представьте себе полностью закруглённый эркер, потом — закруглённую стену, а потом — полностью закругленную комнату...

Закругления и неправильные формы, которые универсальны на Земле, отражены в саманном здании.

Легче и дешевле строить в гармонии с текучестью стройматериала, нежели силой придавать ему неестественные формы.

Нас иногда спрашивают, «Возможно, ли с использованием самана построить нормальные [!], квадратные, прямые здания с полностью ровными стенами и полами?»

Наш типичный ответ: «Конечно, можно. Коробки можно строить практически из любого материала, но такая точность выльется Вам в дополнительные затраты». Почему?

Трехстворчатое окно, многогранное, выступает всего лишь на 25см при длине в 2,6 м., и в то же время комната кажется значительно больше.

Потому что Природа не делает мир таким способом, точно так, как если из круглого дерева сделать квадратное, требует дополнительных затрат, точно так и для грязи, придать ей правильную форму потребует лишних затрат.

Это — огромные экологические затраты, сначала производственные, потом строительные, и, наконец, на усилия поддерживать всё в прямолинейных формах, идти против течения энтропии, которое, со временем, это всё разрушит.

Для нас кажется нормальным то, к чему мы приспособились только совсем недавно.

Квадратное и прямое в природных условиях никогда не нормально. Строители производят прямолинейность ценой больших усилий и затрат.

Земля, вылепленная руками, может принимать столько разных форм, что различия между стеной и мебелью, скульптурой и окнами, полом, стеной и потолком сглаживаются.

Попробуйте спроектировать трёхмерные объёмы вместо того, чтобы комплектовать наборы поименованных компонентов, хамелеоновский характер самана сможет Вам в этом помочь.