admin

Техника, экономика и искусство Египта

Календарь. Основой жизни Древнего Египта было земледелие, а его успешность зависела от регулирования ежегодных разливов Нила. Египетское слово со значением «год» само по себе связано с земледелием – чтобы его написать, использовали изображение растения, а исходно оно означало «то, что обновляется». Для счисления времени в пределах года египтяне изобрели календарь. В нем выделялись три четырехмесячных сезона с продолжительностью каждого месяца в 30 дней, а в конце прибавлялось пять дополнительных дней, чтобы получился 365-дневный год. О недостающей в таком счете четвертой части суток было известно, и этот недостаток пытались преодолеть, но в обычном календаре этот отрезок времени никогда не учитывали. Три сезона носили названия Половодье, Прорастание и Жатва. День Нового года – первый день первого месяца сезона Половодье – теоретически совпадал с началом ежегодного разлива Нила. Однако вследствие того, что египетский календарный год был на четверть суток короче реального, постепенно накапливалось расхождение, которое составляло за столетие 25 дней. Время от времени это смещение календарного года обнаруживалось при сопоставлении с астрономическим явлением – ежегодным первым появлением (после периода отсутствия на видимом небе) звезды Сириус (Сотис) непосредственно перед рассветом; этот «восход звезды Сотис» считался свидетельством наступления Нового года. Появление Сириуса настолько регулярно приходилось на время, близкое к началу половодья, что египтяне рассматривали эти события как причину и следствие.

Письменность. Неизвестно, когда в действительности возник египетский календарь, – возможно, в додинастический период, – но его официальное введение не могло произойти раньше эпохи Древнего царства. Совершенствование и применение календаря предполагает существование письменности, зарождение которой непосредственно предшествует времени I династии и произошло, вероятно, в восточной части области Дельты под не вполне ясным влиянием далекого Шумера, расположенного в долине низовий Евфрата.

О том, что зачатки египетской письменности относятся к герцейскому периоду, свидетельствует тот факт, что многие из иероглифов являются изображениями предметов, имевших характерные для той эпохи формы. Развитие письменности происходило исключительно быстро, без того долгого и мучительного перехода от знаков, обозначающих слова, к фонематическому алфавитному письму, о существовании которого когда-то говорили ученые. Имеются доказательства того, что определенные знаки-изображения изначально служили для обозначения отдельных звуков. Однако египетское письмо уникально полным отсутствием в нем слоговых знаков, обозначающих сочетание согласного или нескольких согласных с гласным; египетские иероглифы, напротив, обозначают только согласные или группу согласных, полностью игнорируя находящиеся между ними гласные и разделение слова на слоги. В нем имеются немногочисленные чисто алфавитные знаки (например, обозначающие единичный согласный), но преобладают те, что передают сочетание двух или трех согласных. Сочетания же этих последних с помещенным на конце слова знаком-изображением, обладающим скорее служебной функцией, чем собственным значением, и указывающим на конкретное значение слова (т.н. детерминативом), продолжали употребляться до того времени, пока в начале христианской эры вся эта система не уступила место коптскому письму – текстам на египетском языке, написанным преимущественно буквами греческого алфавита.

Иероглифическое письмо было хорошо приспособлено для нанесения надписей на каменные памятники. Поскольку камень являлся основным материалом, употреблявшимся при возведении храмов и усыпальниц, иероглифика всегда была тесно связана с религией; сам этот термин по-гречески означал «священная скульптура». Для фиксации текстов светского содержания – деловых бумаг, произведений литературы, научных сочинений, писем и т.д. – использовалась видоизмененная иероглифика, сходная с нашими рукописными буквами, знаки наносились на листы или свитки папируса, известняковые пластины или черепки разбитых сосудов. Это т.н. иератическое письмо со временем – в эпоху XVI династии и позже – было еще больше модифицировано и упрощено и превратилось в письмо демотическое, настолько отличающееся от своего прообраза – иероглифики, что лишь в редких случаях в нем можно распознать исходные начертания знаков. В конце концов, с обращения египтян в христианство, когда в стране широко распространились греческий язык и греческая письменность, тексты на египетских диалектах того времени стали писать по-коптски, т.е. греческим алфавитом, к которому для обозначения звуков, отсутствующих в греческом, было добавлено несколько демотических знаков.

Большинство египетских письменных текстов наносилось на папирус – материал, изготовленный из одноименного растения, произраставшего в Дельте (оно было там настолько распространено, что превратилось в символ Нижнего Египта, подобно тому, как символом Верхнего Египта стала лилия). Стебли папируса разрезали на продольные полосы, которые разглаживали и раскладывали вплотную друг к другу на ровной поверхности; таким образом получался нижний слой листа; второй слой составляли более короткие ленты, положенные сверху поперек полосок первого слоя. Слипшиеся между собой слои прессовали и разглаживали, в результате получалась пригодная для письма поверхность. Несколько листов можно было склеить по краям, и тогда получался свиток. Инструментом для письма служило тростниковое перо.

Поскольку папирус был материалом недолговечным – в отличие от глиняных табличек, применявшихся вавилонянами и их соседями для нанесения клинописи, – большинство египетских документов до нас не дошло. (Даже тысячи иероглифических надписей на камне составляют лишь незначительную часть общего числа некогда существовавших текстов).

Однако и то немногое, что случайно уцелело, демонстрирует такое разнообразие форм и содержания, что позволяет воссоздать достаточно полную картину египетской цивилизации – особенно в сочетании с иероглифическими надписями, сохранившимися на каменных памятниках и других найденных при раскопках предметах.

Литература. Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Ей были неизвестны драма, существовавшая лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации царя, а также эпос, представленный всего одним достаточно примитивным произведением, прославляющим более чем сомнительную победу Рамсеса II.

В огромном количестве сохранились религиозные тексты, начиная с Текстов пирамид, Текстов саркофагов и их более позднего переработанного и дополненного варианта, составившего знаменитую Книгу мертвых. Последняя представляет собой магический текст, призванный обеспечить частному лицу в загробном мире все те блага, которых цари эпохи Древнего царства надеялись получить, вырезая на своих погребальных памятниках Тексты пирамид. Наши представления о египетской религии дополняют немногочисленные сохранившиеся легенды о богах и бесчисленные иероглифические надписи и рельефы, высеченные на стенах храмов.

Произведения художественной литературы представлены очень скудно; они состоят из рассказов о приключениях и путешествиях. Поэзия носила в основном религиозный характер; некоторые ее памятники сопоставимы с псалмами Ветхого Завета; сохранились, впрочем, немногочисленные образцы лирики, в том числе несколько изысканных любовных песен и замечательное стихотворное восхваление смерти.

Исторических сочинений египтяне не составляли. Однако подвиги царей и их приношения богам, сооружение храмов, воздвижение обелисков, пожертвования жречеству и проведение культовых церемоний тщательно фиксировались – иногда на папирусных свитках или пергаменте, но чаще на стенах храмов. К примеру, Тутмос III оставил описание своей военной кампании в Западной Азии, и отдельные отрывки были воспроизведены на стенах храма в Карнаке, где сохранились до наших дней, став одним из основных источников сведений о его правлении. Подобные царские надписи явились образцом для автобиографических текстов, которые высекали в своих усыпальницах представители знати, чтобы поведать миру свои подвиги и удостоверить верность фараону, которому они служили.

Наука. Греки высоко ценили египетскую науку, но, за исключением медицины, она нашла слабое отражение в дошедших до нас текстах. Сохранилось несколько книг по медицине. Содержание некоторых из них связано не только с врачеванием, но и с магией. Самым замечательным является трактат по хирургии, или книга о болезнях; в ней описываются способы обследования больного, установления диагноза, лечения различных ран или повреждений.

Математика представлена в основном арифметикой и геометрией. Тем не менее точность, с которой древние архитекторы проектировали и возводили пирамиды и гораздо более сложные храмы с колоннами, позволяет полагать, что их знания в области математики и инженерного дела намного превосходили самые общие сведения, содержащиеся в сохранившихся текстах.